Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-15 C
Уральск
0.1 C
Аксай
Еще

    Им наши законы не писаны

    Полтора года назад завершился последний этап переселения жителей поселков Березовка и Бестау. О событиях, которые предшествовали этому, написано множество материалов и сняты десятки телевизионных сюжетов. Строительство домов, в которые должны были заселиться сельчане, проходило под пристальным взором журналистов и неравнодушных жителей области. За процессом переселения также наблюдали с повышенным вниманием. Однако некоторые факты, тесно связанные с этим действом, все же ускользнули от внимания большинства.

    Березовцев переселили из родного поселка через три года после массового отравления детей. Официальной причиной переселения является расширение санитарно-защитной зоны месторождения. Вместе с Березовкой в нее попал небольшой поселок Бестау. Как и положено в такой ситуации, массовый исход сельчан из родных пенатов финансировала компания, разрабатывающая Карачаганакское месторождение – КПО. Процесс этот, судя по всему, обошелся иностранцам в круглую сумму. Только на компенсацию жителям, судя по материалам местной прессы, было выделено 114 миллионов тенге и 165 тысяч долларов. Еще 4,672 млрд тенге было выделено на строительство двух многоквартирных домов. Кроме многоэтажек для жителей двух поселков построили 100 одноэтажных частных домов в поселке Аралтал, расположенном в нескольких километрах от города Аксай. Переселенцы сами выбирали, где им жить – в городе или пригороде.
    К глобальному исходу березовцев и бестауцев было приковано внимание всей области. И многие неравнодушные западноказахстанцы, в том числе люди, имеющие строительное образование, обратили внимание на то, что высотки, появившиеся в Аксае для переселенцев, за такие деньги должны быть, буквально, дворцами. На деле же это — обычные многоэтажки. На нестыковки между стоимостью строительства и его качеством обратили внимание и сотрудники антикоррупционной службы. В итоге, рассматривая антимонопольное дело, инициированное в отношении КПО, служба экономических расследований ДГД по ЗКО провела экспертизу стоимости новых домов.
    В распоряжении редакции оказался любопытный документ. В нем сообщается, что в целях хищения инвестиционных денежных средств, выплаченных КПО на строительство многоэтажек, была разработана схема, по которой завысили в проектно-сметной документации все виды строительно-монтажных работ и услуг. На самом деле, два 153-квартирных дома оказались значительно дешевле, чем было заявлено официально. В соответствии с документом, «вышеуказанные обстоятельства нашли свое подтверждение в выводах РГП «Госэкспретиза», где данное РГП дало фактическое заключение о стоимости жилых многоквартирных домов в размере 1 800 485 000 тенге (вместо 2 244 948 778 тенге, заявленных строительной компанией ТОО «Фирма АТК» — прим. авт.) и в размере 1 828 450 000 тенге (вместо 2 427 023 979 тенге, заявленных ТОО «Азия Тех Строй» — прим. авт.). Общая сумма завышения составила 863 064 758 тенге».
    Однако, согласно вышеуказанному документу, следствие не ограничилось одной экспертизой и привлекло к расследованию специалиста, обладающего специальными познаниями и лицензией в области строительства и проектирования. По заключению данного спеца, виды строительно-монтажных работ и услуги были завышены в ПСД уже на сумму более 1,2 млрд тенге.
    Так как письмо, полученное редакцией, оказалось без подписи, было решено направить официальный запрос в Департамент экономических расследований. Из ответа ДЭР выяснилось, что завышение по проектно-сметной документации еще выше – 1 417 758 000 тенге. Получается, что почти треть из 4,672 млрд тенге, выделенных на строительство домов, уплыла в неизвестном направлении.
    В официальном ответе Департамент экономических расследований сообщил также, что этот материал был зарегистрирован в КУИ и направлен для принятия решения в ГУ «Департамент внутреннего государственного аудита по ЗКО». И тут выяснилось, что инвестициям от КПО, равно как и способам их траты, казахстанские законы не писаны.
    Дело в том, что КПО является иностранной компанией, организованной и существующей в соответствии с законодательством государства Нидерланды. Неизвестно, как смотрят на систему откатов в этой западноевропейской стране, но казахстанским департаментам и управлениям совать нос в дела иностранных инвесторов никто не позволяет. Это факт. В соответствии с законом «О государственном аудите и финансовом контроле» Департамент внутреннего государственного аудита по ЗКО осуществляет аудит использования средств республиканского и местного бюджета, кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов… Одним словом, наши аудиторы следят только за движениями бюджетных средств. Конечно, если бы в КПО возмутились происходящим и потребовали выяснить, куда ушли полтора миллиарда тенге, расследование, скорее всего, было бы открыто. Однако до сих пор этого никто не потребовал, соответственно, дело было переведено в разряд номенклатурных и списано в архив.
    Между тем, в кулуарных беседах антикоррупционщики часто сетуют на то, что случаи завышения проектно-сметной документации при строительстве аналогичных инвестиционных объектов – дело обычное. Препятствием к расследованию таких дел является отсутствие потерпевшей стороны. КПО траты своих инвестиций оставляет на совесть областного акимата, который является единственным администратором и распределителем этих средств. Но государство при этом потерпевшей стороной выступать не может, так как средства де юре не имеют отношения к бюджетным. При этом, согласно Окончательному соглашению о разделе продукции (ОСРП), подписанному между РК и консорциумом КПО, все затраты инвесторов на социальные проекты в области возмещаются компании за счет казахстанской доли сырья по цене 1997 года (дата заключения ОСРП). То есть, по факту, все средства, которые иностранцы инвестируют на социальные нужды области, они компенсируют за счет добычи сырья.
    Конечно, неосмотрительно было бы заявлять, что «сэкономленные» полтора миллиарда тенге осели в карманах чиновников. Но то, что они где-то осели – факт, не вызывающий сомнений.

    Светлана СОКОЛОВА,
    фото Георгия СЕМЕНОВА


     
    Предыдущая статьяБанковская удавка
    Следующая статьяНапрямую к руководству
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    300 миллионов выделили в акимате Уральска на реализацию прошлогодних проектов

    Бюджет народного участия — проект, в котором жители города...

    В Казахстане разрабатывают систему прогнозирования паводков

    На брифинге в СЦК официальный представитель министерства водных ресурсов...

    Рекомендуем

    В автобусах Уральска отказываются от кондукторов

    С 1 февраля общественный транспорт по некоторым направлениям будет...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл