Теме сбора, переработки и утилизации отходов в нашей области «Н» посвятила множество публикаций. Одной из последних стала статья «В мусорной осаде» (см. «Н» от 19.12.2018), где была подробна исследована ситуация в этой сфере. Несколько раз коллектив «Н» лично вносил свою лепту в очистку лесов и берегов рек и воочию наблюдал действительно аховое положение с засильем мусора, связанное в том числе со слабой работой уполномоченных органов и отсутствием экологической культуры у граждан.
Указанную проблему прекрасно понимают и в Палате предпринимателей ЗКО, где на минувшей неделе состоялось обсуждение этого злободневного вопроса.
Как было отмечено на заседании, уральский полигон твердых бытовых отходов, введенный в эксплуатацию в 1975 году, давным-давно выработал свой срок эксплуатации и перестал соответствовать каким-либо экологическим и санитарным нормам.
— В связи с интенсивным развитием города и увеличением численности населения объемы вывозимых ТБО увеличились до 750 тысяч кубометров в год. Ежедневно на полигон с территории города вывозится порядка 1800-2400 кубометров мусора, — отметили представители ПП ЗКО.
Размещение отходов на полигоне производится без соблюдения технологического регламента их захоронения. Полигон не имеет весовую, дезинфекционный барьер, мойку для автотранспорта. Неорганизованное захоронение отходов приводит к систематическому возгоранию мусора, из-за чего происходит задымление Зачаганска и ряда районов Уральска.
— На полигоне много лет велось неправильное захоронение отходов, мусор не прессовался и не засыпался, внутри скопился метан, который и вызывает горение. Сейчас эксплуатацией полигона занимаются финские инвесторы. Пока на полигоне в феврале текущего года внедрена линия сортировки мусора, в будущем планируется добывать биогаз для получения электроэнергии. Что касается строительства нового полигона ТБО, о котором тоже говорится не первый год, в настоящее время готово технико-экономическое обоснование. Теперь оно должно пройти госэкспертизу, после чего будет разработан проект нового полигона, который расположится намного дальше от города, чем существующий. Единственное, что остается сделать с пока действующим полигоном после введения в действие нового – рекультивировать его, — сообщил заместитель акима Уральска Сергей ДОЛЯ.
Со сбором и захоронением отходов в сельской местности ситуация еще плачевнее и тревожнее. Балансодержателями сельских свалок являются, в основном, местные исполнительные органы, отвечающие за организацию рациональной и экологически безопасной системы сбора коммунальных отходов, а также контроль за соблюдением экологических требований. Сбором и вывозом ТБО в районных центрах занимаются на договорной основе, как правило, ИП и ТОО, а захоронением и утилизацией — ГКП. В остальных населенных пунктах вывоз и размещение ТБО производится стихийно, организации, их эксплуатирующие, отсутствуют.
— Все сельские объекты размещения отходов, также называемые полигонами, не имеют проектной документации, технико-экономических обоснований, заключения государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз и не соответствуют экологическим требованиям. Ликвидационные фонды, программы управления отходами по ним не созданы, — констатировали на заседании.
По данным департамента экологии ЗКО, полигон на селе представляет собой участок земли, зачастую даже не огороженный и не обвалованный, на который вывозятся бытовые отходы от населенного пункта. Технология захоронения не соблюдается, собственные карьеры грунта отсутствуют. Эксплуатацию данных сооружений осуществляют коммунальные службы районов, однако они не располагают серьезной базой для осуществления работ по размещению отходов. Эксплуатация полигонов заключается в расчистке подъезда в зимнее время и организации возможности проехать по территории свалки. Структур, эксплуатирующих поселковые свалки, как того требует Экологический кодекс РК, до настоящего времени не создано. Сами предприниматели за эту работу не берутся, так как это им экономически невыгодно. Как следствие, эти объекты зачастую бесхозны, и порядок на них наводится от случая к случаю. Сроки начала эксплуатации практически всех поселковых свалок области не известны, никаких согласований органов санэпиднадзора и экологии по ним не производилось.
— В 2018 году по результатам космического мониторинга на территории города Уральск и двух прилегающих к нему районов зафиксировано свыше 500 стихийных свалок. Данная информация была доведена до сведения акимата области, акимов Уральска, Теректинского и Зеленовского районов и управления природных ресурсов и регулирования природопользования ЗКО. С момента поступления первичной информации от АО «НК «Казахстан Гарыш Сапары» специалистами отдела государственного экологического контроля были осуществлены выезды в районы области с проведением разъяснительных работ по ликвидации стихийных свалок. В 2018 году устранено (ликвидировано) свыше 120 стихийных свалок. В текущем году работа по их устранению продолжится, — рассказал начальник отдела департамента экологии ЗКО Сырым ТЛЕГЕНОВ.
По-прежнему в области чрезвычайно слабо развита инфраструктура по переработке отходов. На районном уровне структур, выполняющих операции по сбору вторичного сырья, вообще нет. Раздельный сбор отходов в области находится лишь на начальной стадии.
По данным департамента экологии ЗКО, в области переработкой некоторых видов отходов занимаются следующие предприятия частного бизнеса: ТОО «ОралТазаСервис», АО «Талап», ТОО «Антей», ТОО «ТуранПромРесурс», ИП «Губер», ТОО «Кама центр», ИП «Глухова», ИП «Куксова», ИП «Борисов», ТОО «Арктур», ИП «Усенова», ТОО «Мега-Жазира» и другие. Они принимают макулатуру, картон, отходы полиэтилена, отработанные автомобильные масла и жидкости, отработанные воздушные и топливные фильтры, резину (автомобильные шины), аккумуляторы, ртутьсодержащие лампы и приборы.
Ситуацию усугубляет действующий в Казахстане запрет на вывоз за пределы республики картона.
— Его можно отправлять на переработку только внутри Казахстана, а в ту же Россию запрещено. Это грозит накоплением данного вида отходов в области, так как картон просто некуда девать, — обозначил проблему предприниматель Азамат БИСЕНОВ, работавший ранее в сфере сбора и утилизации отходов.
По мнению предпринимателя, главным барьером для бизнесменов, которые могли бы взяться за решение проблемы со сбором и переработкой мусора, является тариф.
— В европейских странах отходы, остающиеся после сортировки и не подлежащие переработке, сжигают, а у нас это запрещено. Нужно отдать вопрос сбора, переработки, утилизации мусора в конкурентную среду, бизнес всегда найдет решение. Но для этого нужна инвестиционная привлекательность. На сегодняшний день эта сфера вообще не привлекательна, затраты не окупятся. Все упирается в тариф, который утверждается местными исполнительными органами. Он отталкивает бизнес, — отметил Азамат Бисенов.
По словам члена Совета по защите прав предпринимателей ЗКО Галимжана ИЩАНОВА, одним из путей решения проблемы могло быть стать стимулирование населения к сдаче подлежащих переработке отходов.
— Раньше же сдавали бутылки за деньги, нужно что-то подобное организовать и сейчас, чтобы жители не просто выбрасывали отходы на помойку, а несли их на предприятия по переработке и получали за это определенное вознаграждение, — предложил Ищанов.
По итогам заседания было решено рекомендовать департаменту экологии подготовить на имя акима ЗКО предложения по совершенствованию системы сбора и утилизации ТБО с привлечением субъектов предпринимательства. Также участники заседания намерены обратиться в Национальную палату «Атамекен» с просьбой рассмотреть вопрос об изменениях в экологическое законодательство в части снижения требований к поселковым свалкам.
— К свалкам в сельской местности не должно предъявляться таких жестких требований, какие предъявляются к полигонам ТБО. Нужно, в частности, убрать из требований к поселковым свалкам наличие проектной документации, мониторинг окружающей среды (при населении поселков, составляющем зачастую до 1 тыс. человек, это нецелесообразно), мониторинг фильтрата и газовый мониторинг (это не выполнимо, т.к. эти системы на поселковой свалке нужно построить), устройство весовых пунктов (не имеет смысла из-за дороговизны оборудования), — изложили свои предложения специалисты ПП ЗКО.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО