С 1 июля 2019 года по всей стране упразднят регистрационно-экзаменационные подразделения (РЭП) МВД. Заместитель председателя комитета административной полиции (КАП) МВД Алибек КЕНИСПАЕВ рассказал журналистам, что это изменит для казахстанских водителей.
В большом интервью газете «Время» полицейский чин рассказал, что все эти нововведения направлены на то, чтобы минимизировать человеческий фактор при сдаче водительских нормативов, исключить коррупцию и всяческие злоупотребления в виде «помогаек», которые зарабатывают на своих связях в РЭП. По словам Алибека Кениспаева, с 1 июля практические и теоретические знания кандидатов в водители будут проверять обычные штатские люди – сотрудники спецЦОНов.
— В Казахстане 23 спецЦОНа, в которых организованы автоматизированные автодромы и компьютерные классы. Человеческий фактор там и так минимизирован, результаты экзаменов выдаются автоматически, инспектор осуществляет только общий контроль. Мы давно взаимодействуем с сотрудниками госкорпорации «Правительство для граждан», они знают, как проводить экзамен, и имеют достаточно опыта. Не нужно будет никого обучать, тем более что эта работа не требует каких-то специальных навыков. Например, класс для сдачи теоретических экзаменов вмещает от 10 до 20 человек. Курсанты должны ответить на 40 вопросов за 40 минут, все происходит автоматически. Сейчас при этом присутствуют члены комиссии, в том числе сотрудник РЭП и ЦОНа, а с 1 июля останется только представитель госкорпорации, полицейского уже не будет. То же самое по автодромам: сейчас в машине, на которой проходит практический экзамен, находится только человек, который его сдает. Сотрудник РЭП осуществляет общий контроль с диспетчерского пункта, а все остальное фиксирует автоматика. Поэтому не нужно будет увеличивать количество сотрудников ЦОНов, достаточно тех штатов, которые уже есть — мы проводили соответствующий анализ, — отметил полковник Кениспаев.
Однако не для всех автолюбителей нововведение окажется удобным. Прежде всего речь идет о жителях тех населенных пунктов, в которых нет спецЦОНов. На вопрос о том, каким образом придется поступать им, зампред КАП отвечает однозначно: добираться до того города, где спецЦОН есть. Других вариантов нет.
— Да, определенные неудобства могут быть. Но, во-первых, мы будем изучать ситуацию и предлагать в тех районах, где сосредоточено большое количество желающих получить права впервые, оборудовать в местных ЦОНах автоматизированные автодромы. А во-вторых, нужно четко понимать, что когда человек впервые получает водительское удостоверение, он становится участником дорожного движения. Экзамены он сдает всего один раз (по закону при повторном получении прав автомобилисты больше не пересдают теорию и практику). Поэтому очень важно, чтобы он получил все необходимые для вождения навыки. Подход к этому не должен быть формальным. Мы считаем, что в результате повысится качество подготовки водителей, которые впервые получают права. Это и вопрос контроля, и проведения экзаменов на более высоком уровне. В районах не всегда есть соответствующие условия: одно дело ездить по городу и совсем другое — по поселку, — считает Алибек Кениспаев.
По информации МВД, в 2018 году впервые было выдано 166740 водительских удостоверений, 92074 из них – через спецЦОНы. Соответственно, более 70 тысяч человек получали их в РЭП. Это те люди, которые с 1 июля были бы вынуждены ехать за своими правами в спецЦОНы. Однако Алибек Кениспаев уверен: часто водительские удостоверения получают именно через РЭП вовсе не потому, что спецЦОН расположен далеко:
— На самом деле если посмотреть по территориальности, то видно, что у многих из новых водителей была возможность приехать в спецЦОНы, но они предпочли обратиться в РЭП — там сдать экзамены легче. Теперь такого выбора не будет. Те граждане, которым нужно будет поменять водительское удостоверение, смогут сделать это не только в спеЦОНе, как сейчас, но и в обычных районных ЦОНах. Сдавать экзамены им не нужно.
Говоря о том, что в РЭП сдавать экзамены легче, высокий чин наверняка имеет в виду возможность помощи определенному человеку при сдаче экзамена. Не секрет, что права в Казахстане пока еще можно подарить на день рождения, например, или получить на руки, не зная курса. Многие из тех, кто сейчас водят автомобили, помнят, как в конце обучения поступает предложение «скинуться» по несколько тысяч. Эти средства становятся гарантией того, что, даже не зная ответов на вопросы билетов, будущий водитель успешно сдаст экзамен. Все это возможно как раз потому, что в процессе сдачи экзаменов присутствует человеческий фактор. Бездушную машину, которая будет принимать экзамены в спецЦОНе, слезами не разжалобишь и деньги не предложишь.
Решение перевести все в электронный формат было принято и для того, чтобы исключить любые злоупотребления, в том числе связанные с присутствием в спецЦОНах различных посредников.
Еще одно новшество касается первичной регистрации транспортных средств.
— Автомобиль для так называемой сверки больше предоставлять будет не нужно. Сейчас это правило распространяется на те автомобили, которые уже были зарегистрированы в Казахстане. Теперь оно будет распространено на все транспортные средства. Если автомобиль впервые ставят на учет в нашей стране, нужно будет предоставить несколько документов: удостоверение личности и регистрационное свидетельство транспортного средства, грузовую таможенную декларацию (если машина завезена из дальнего зарубежья), паспорт транспортного средства или свидетельство о его регистрации, если машина завезена из стран, входящих в Евразийский экономический союз. И, конечно, заплатить необходимые сборы и пошлины, — пояснил зампред Комитета адмполиции МВД.
Обращаться с этими вопросами нужно будет в спецЦОНы. По словам Алибека Кениспаева, сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы и в ряде ЦОНов крупных городов и областных центров можно было получить такую услугу, а там, где спецЦОНов нет, — в обычных ЦОНах. Сотрудники Центра будут принимать заявку на регистрацию автомобиля, оформлять ее в электронном виде. Она автоматически будет уходить в процессинговый центр, где ее проверят по всем базам, в том числе розыска и похищенного транспорта. И только после этого, если все в порядке, будет выдано разрешение на регистрацию транспортного средства.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА:
Асхат Темирбеков, инструктор автошколы:
— Вообще-то, это уже не новость. У нас уже больше года основная нагрузка по экзаменам идет на спецЦОНы. Единственное, что с 1 июля этим вопросом будут заниматься уже только они. Хорошо это или плохо, пока говорить рано, это все нужно будет оценивать по первым результатам, хотя бы одного года. Но предполагать какие-то вещи, конечно, можно. Например, то, что для больших автошкол нововведение будет полезно. Так как в серьезных школах главная задача – по-настоящему хорошо выучить курсанта. Если человек хорошо учится, то и экзамены он сдаст без проблем. Но маленькие автошколы, которые работают, будем так говорить, для галочки и сбора средств, могут вообще зачахнуть. Потому что их курсанты, надеясь на взятку, учатся абы как. Соответственно, экзамен сдать не смогут. Это первое. Ну и, конечно, если вместо «помогаек» будут нормально работать сами сотрудники ЦОНа, это будет очень здорово. Честно говоря, пока во все это верится с трудом. Но если все будет так, как обещают, по-моему, будет хорошо.
Светлана СОКОЛОВА