В соответствии с Законом РК «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» одной из задач Региональных палат предпринимателей является представление, обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
В рамках реализации данной задачи Палатой предпринимателей ЗКО на системной основе ведется мониторинг соблюдения прав предпринимателей в различных сферах их деятельности.
Одним из основных барьеров в развитии предпринимательства продолжает оставаться сфера земельных отношений.
Непрозрачность межведомственного согласования выдачи разрешительных документов, сложности при получении полной и достоверной информации по земельным вопросам, немотивированные или необоснованные отказы государственных органов в предоставлении права на земельные участки, порождают административные барьеры и коррупционные риски в земельных отношениях.
В связи с этим, от уполномоченных государственных органов, в лице местных исполнительных органов, требуется неукоснительное исполнение требований действующего законодательства.
Так, в 2018 году органами прокуратуры проведены проверки местных исполнительных органов на предмет соблюдения требований земельного законодательства за период с 2015 по 2018 годы.
В результате по Западно-Казахстанской области было выявлено более 500 фактов нарушений местными исполнительными органами порядка предоставления земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Возникает вопрос, почему так получилось?
А основная причина заключалась в различном толковании акиматами отдельных норм Земельного кодекса. Этому предшествовали многочисленные и не всегда ясные изменения в Земельный кодекс.
Только за последние 3 года в Земельный кодекс было внесено более 25 поправок.
Так, в настоящее время предоставление земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется исключительно через торги (конкурсы, аукционы) в соответствии со статьей 48 Земельного кодекса РК.
Однако, ранее для строительства в черте города они предоставлялись без проведения аукционов со ссылкой на статью 44-1 Земельного кодекса в прежней редакции.
Таким образом, понимание акиматами статей 44-1 и 48 Земельного кодекса как самостоятельных оснований предоставления права на земельные участки, по сути, и явилось процедурным нарушением, что формально было констатировано органами прокуратуры.
Указанная коллизия была устранена только Законом РК от 04 мая 2018г. №151 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений». Согласно внесенным изменениям предоставление земель под строительство в черте населенных пунктов осуществляется только через торги.
По результатам проверки государственные органы должны отменить все договора о выделении земельных участков, осуществленных с нарушением установленного порядка.
Необходимо отметить, что многие земельные участки были уже освоены, вложены существенные денежные средства, в том числе и заемные. Поэтому изъятие земли автоматически означало потерю бизнеса.
По словам заместителя директора по правовым вопросам Мақсотова Нұржана — «Признание актов акиматов и заключенных ими договоров по выделению предпринимателям земельных участков незаконными только из-за несоблюдения установленных процедур, если нет бесспорных оснований признания их недействительными и/или они не связаны с коррупционным поведением землепользователей, нарушает конституционные принципы защиты права собственности и иных прав добросовестных предпринимателей. Тем самым, фактически, к ответственности будут привлекаться добросовестные приобретатели, т.е. предприниматели которые нарушения закона не допускали. В целях обеспечения и защиты прав предпринимателей нам надо было принять решения удовлетворящее всех сторон. Хот и временный.»
Учитывая данное обстоятельство, в целях обеспечения законности в сфере земельных отношений, руководствуясь законами РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» и «О прокуратуре» прокурором и акимом области было подписано Совместное распоряжение — План мероприятий, направленный на снижение давления на бизнес, который содержит более 20 пунктов.
К примеру, одним из мероприятий данного плана стало создание Рабочей группы по проведению обследования всех земельных участков, выданных под коммерческую деятельность в нарушение статьи 48 Земельного кодекса с разделением всех участков на 3 категории освоения (освоенный, ведется строительство, пустующие) и принятием решения по возврату только неиспользуемых земельных участков.
Данный совместный План и поэтапное выполнение предусмотренных мероприятий, а также постоянное взаимодействие местных исполнительных и правоохранительных органов и Палаты предпринимателей в данном вопросе позволило снять социальную напряженность в области и защитить права и законные интересы добросовестных субъектов бизнеса.
«Мы понимаем, что результаты проверки органов прокуратуры еще продолжают рассматриваться и по ним в любом случае будут приняты соответствующие меры. Но по нашей области на сегодня массовых исков в суды и (или) отмены решений местных исполнительных органов не было. Мы заинтересованы чтобы их минимизировать.» подытожил заместитель директора по правовым вопросам ПП ЗКО Н.Мақсотов.
От совместного взаимодействия и подписанных Меморандумов, соглашений и (или) вышеуказанных Планов иногда напрямую зависят дальнейшее деятельность всего бизнес-сообщества.