Почему отечественный НПЗ испытывает хроническую недозагрузку. Известно, что конкурентоспособность экономики напрямую зависит от успешного развития сферы переработки. Однако реальность такова, что местные игроки этого рынка на протяжении продолжительного времени почему-то испытывают серьезные трудности с получением сырья, которым так богата наша страна, и не могут пробить брешь, чтобы работать в полную силу.
Именно в такой ситуации находится сейчас АО «Конденсат» — одна из крупнейших компаний Западного региона, первой наладившая выпуск казахстанского автомобильного топлива экологического класса К5.
С верой в будущее
Начнем с того, что АО «Конденсат» вот уже свыше 26 лет успешно работает на рынке, следуя политике государства в решении общенациональных задач. Летом прошлого года отечественная компания завершила масштабную модернизацию производства. Решение о преобразовании малотоннажного завода по переработке нестабильного газового конденсата (запущен в 1998 г. – прим. авт.) в новейший технологический комплекс мощностью 850000 тонн в год по производству моторных топлив-К5 было вызвано новыми законодательными реалиями. Требования Таможенного союза о доведении качества нефтяной продукции до мировых стандартов диктовали новые условия и, по сути, модернизация производства АО «Конденсат» в первую очередь решала государственные задачи в части насыщения казахстанского рынка качественными отечественными нефтепродуктами, до недавнего времени уступавшими российским, за счет которых и покрывался дефицит ГСМ в Западном регионе. Забегая вперед, стоит отметить, что, когда компания взялась за серьезное дело, со временем обросшее «сырьевыми» проблемами и различными законодательными перекосами, ситуация на рынке нефтепереработки была основательно изучена. Внушая определенную долю оптимизма, она, можно сказать, и подвигла вложиться в модернизацию. Поэтому с 2012 года, следуя стратегии устойчивого развития, АО «Конденсат» приступило к реализации проекта, включенного в Республиканскую карту индустриализации.
При финансовой поддержке АО «Банк Развития Казахстана» на эти цели компанией было направлено более 200 млн долларов США. За короткий период были запущены три сложнейшие установки: в ноябре 2016 года налажено производство бензина марок АИ-92 и АИ-95 мощностью 220 тыс. тонн в год, в апреле 2017-го введена в эксплуатацию установка вакуумной перегонки, что увеличило выход светлых нефтепродуктов, а в июне прошлого года успешно завершен последний объект – установка по выпуску дизельного топлива экокласса К5. Сейчас в ЗКО действует современный НПЗ, выпускаемое топливо которого по химическим и эксплуатационным показателям соответствует всем требованиям госстандартов и технического регламента и не уступает зарубежным аналогам. В основу его технологии заложен каталитический процесс очистки сырьевой смеси от сернистых соединений, позволяющий достичь показателей стандарта класса К5 – основной нормы экологической безопасности. Использование такого топлива, реализующегося в ЗКО и в соседних регионах Казахстана и России (в том числе через собственную сеть фирменных АЗС в Уральске и Аксае, — прим. авт.), минимизирует негативное влияние на окружающую среду за счет снижения вредных выбросов и обеспечивает бережное отношение к работе автомобильных двигателей, улучшая их эксплуатационные характеристики. Продукт АО «Конденсат» положительно зарекомендовал себя на рынке, успев завоевать доверие потребителей. За его выпуск и реализацию компания дважды была признана победителем в региональном конкурсе-выставке «Лучший товар Казахстана», что свидетельствует о его высокой оценке со стороны населения и государства.
«Сырьевая» дилемма
Заметим, что при 100-процентной загрузке нефтеперерабатывающего завода практически исключается зависимость региона от импорта ГСМ. Однако проблема необеспеченности рентабельным сырьем, его низкое качество и нестабильные поставки серьезно тормозят работу стратегически важного объекта нефтепереработки, ставя под угрозу четкое следование компанией политики государства по продвижению и пропаганде казахстанских товаров.
Фактом является то, что с момента запуска НПЗ АО «Конденсат» ни разу не смог достичь полной загрузки. Все время после проведенной модернизации он работал лишь на 25-30% от своей проектной мощности, случаи простоя происходили неоднократно, сказываясь на его экономическом и на техническом состоянии. Из-за таких остановок быстро изнашивается дорогостоящее оборудование, увеличиваются затраты на его ремонт, энергоресурсы и прочее. При этом существенны и материальные потери, в том числе связанные и со значительным ростом курса доллара по отношению к национальной валюте (более чем на 70%, — прим. авт.). К примеру, упущенная выгода от недозагрузки в 2018 году превысила 13 млрд тенге. И это при том, что предприятие выплачивает многомиллиардный кредит. Подобные проблемы производство продолжает испытывать и поныне, в марте завод был вынужден вновь уйти в очередной простой.
Чаяния «Конденсата» по данному вопросу дошли до теперь уже экс-президента страны Нурсултана Назарбаева, после прошлогоднего визита которого в Западно-Казахстанскую область «сырьевая» проблема, казалось бы, начала медленно сдвигаться с мертвой точки. Однако, как выяснилось, предпринятые меры оказались малоэффективными. Дело в том, что с июля прошлого года министерство энергетики РК все-таки включило АО «Конденсат» в график поставки сырья. Это, конечно, позволило увеличить объемы. Но для полной загрузки НПЗ требуется 70-75 тыс. тонн сырья в месяц, а поступает гораздо меньше. В июле-декабре 2018-го показатели сырьевых поставок разнились от 2,6 до 19 тыс. тонн, а с начала 2019-го упали до 4-6,7 тыс. тонн в месяц. Очевидно, что указанные объемы не позволяют обеспечить даже минимальную загрузку завода. Вместе с тем, важным аспектом является и низкое качество поступающего «тяжелого» сырья по министерской разнарядке, где, казалось бы, должны прекрасно это понимать и учитывать ориентированность НПЗ АО «Конденсат» на переработку конденсата, добываемого на Карачаганаке.
— Дело в том, что при переработке сырья с очень высокой плотностью и низким содержанием легких углеводородов, которое сейчас поступает к нам в основном из Атырауской области, происходит дисбаланс по светлым и темным нефтепродуктам, что влияет на полноценную загрузку установок НПЗ, в результате не достигается требуемая эффективность по выходам светлых нефтепродуктов класса К5, так нужных региону, — отмечает генеральный директор АО «Конденсат» Нурия Муфтеева. – При этом с учетом оборудования и технологии наш НПЗ успешно решает эту задачу при переработке сырья с нестабильным газоконденсатом с Карачаганакского месторождения.
Заметим, что еще в конце 90-х заработала первая очередь малотоннажного завода АО «Конденсат», производственные мощности которого изначально были спроектированы под переработку нестабильного конденсата с Карачаганакского месторождения. Сейчас новый НПЗ от его оператора отделяет буквально несколько метров, что могло бы одним махом решить все вопросы с поставками, но доступа к сырью завод не имеет. При этом, начиная с 2011 года, предприятие получает лишь небольшие объемы необходимого сырья при ремонтных и аварийных работах (1,5% от мощности предприятия в 2018 году, — авт.), а в промышленных объемах КПО предлагает приобретать его только по мировой цене, что экономически несопоставимо с внутренними ценами на нефтепродукты.
Недосягаемый ресурс
Очевидный парадокс, что нефтеперерабатывающее производство вынуждено неполноценно функционировать из-за недоступности сырья и буквально биться за свое место под солнцем, в то время как регион и госказна теряют значительную часть доходов в виде недоплаченных акцизов. К примеру, в 2017 году при запланированных 2 млрд тенге при полной загрузке НПЗ они составили всего 639 млн, а в 2018-м — 580 млн против 3 млрд.
Усугубляет ситуацию дискриминация отечественных производителей в размере акцизных платежей в сравнении с иностранными поставщиками дизтоплива. С июня по октябрь ставка акциза на отечественное дизельное топливо составит 9300 тенге, когда на импортируемое — 540. А ведь, учитывая низкую ставку по акцизам на импортный нефтепродукт, госбюджет в период посевной и уборочной кампаний также не дополучает значительную часть налоговых отчислений, которые могли быть направлены на улучшение уровня жизни западноказахстанцев. Стимулируя выпуск топлива под маркой «Сделано в Казахстане», государство только бы выиграло за счет увеличения объемов продаж.
— АО «Конденсат», вкладывая и в производство, и в людей, могло бы стать гордостью нашей республики, но буквально погрязло в каком-то бюрократическом «болоте», — недоумевают работники компании. – Конечно, в таких вопросах требуется поддержка на правительственном уровне. И на словах нам ее часто обещают, хотя в реальности мы оказываемся один на один с суровой действительностью и стоим у закрытых дверей с протянутой рукой. Очень бы хотелось верить, что озвученная министром энергетики информация (www.interfax.kz, — авт.) о том, что этой весной КПО намерено начать поставки газоконденсата на НПЗ АО «Конденсат», окажется не просто обещанием…
Нельзя не согласиться с тем, что отсутствие стабильной загрузки НПЗ негативно сказывается на значительном количестве жителей Западно-Казахстанского региона, для которых АО «Конденсат» является основоположником такого понятия, как социальная ответственность бизнеса. Во-первых, компания обеспечивает рабочими местами порядка 500 работников, почти 100% из которых являются жителями области и чувствуют уверенность в завтрашнем дне. Кроме того, с функционированием НПЗ также связана работа и более 2000 работников подрядных организаций ЗКО. Многие ли крупные компании в нашей стране могут похвастать, что на таких сложных и важных участках в сфере нефтепереработки рабочие места предоставляются не иностранным специалистам, а местным кадрам, в том числе профессионально выросшим на предприятии, где их систематически обучают и предоставляют социальные льготы?
Не стоит сбрасывать со счетов и то, что в течение всего периода своего существования АО «Конденсат» активно поддерживает и оказывает благотворительную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, ветеранам Великой Отечественной войны и труда. Компания шефствует над 13 школами и колледжами ЗКО, не жалеет средств и сил на развитие спорта и открывает бесплатные детские спортивные секции по бадминтону в Уральске и районах ЗКО. Только за последние пять лет на социально-культурные мероприятия было направлено более 49 млн тенге. То есть со своей стороны АО «Конденсат» делает все возможное, чтобы быть опорой социально-экономических преобразований, главным приоритетом которых, как было заявлено в ежегодном послании президента, является улучшение благосостояния всех казахстанцев. Так почему же тогда государство в полной мере не оценивает вклад пятисотенного коллектива в это общенациональное дело?
У нас часто акцентируют внимание на вопросах создания максимально благоприятных условий ведения бизнеса, глава государства ставит перед правительством и бизнес-структурами задачи эффективного взаимодействия в целях дальнейшего развития экономики и вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира. Однако в реальности, при исполнении мы видим совсем иную картину, и самое печальное, что в накладе остается казахстанская экономика и не выигрывает потребитель.
Но выйти из кризисной ситуации НПЗ сможет только благодаря государственной поддержке и вовлеченности административных структур. В государстве, богатом нефтяными ресурсами, должны быть действенные механизмы и инструменты поддержки для надежного в производственных и социальных вопросах партнера. Неужели для того, чтобы у АО «Конденсат» развязались руки и пали производственные оковы, первым лицам государства нужно вновь посетить ЗКО и еще раз дать задание по обеспечению завода сырьем, из-за проблем с которым компания вынуждена сидеть на голодном сырьевом пайке?
Галина КАРЕНСКИХ