Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-2 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    На голодном сырьевом пайке

    Почему отечественный НПЗ испытывает хроническую недозагрузку. Известно, что конкурентоспособность экономики напрямую зависит от успешного развития сферы переработки. Однако реальность такова, что местные игроки этого рынка на протяжении продолжительного времени почему-то испытывают серьезные трудности с получением сырья, которым так богата наша страна, и не могут пробить брешь, чтобы работать в полную силу.
    Именно в такой ситуации находится сейчас АО «Конденсат» — одна из крупнейших компаний Западного региона, первой наладившая выпуск казахстанского автомобильного топлива экологического класса К5.

    С верой в будущее
    Начнем с того, что АО «Конденсат» вот уже свыше 26 лет успешно работает на рынке, следуя политике государства в решении общенациональных задач. Летом прошлого года отечественная компания завершила масштабную модернизацию производства. Решение о преобразовании малотоннажного завода по переработке нестабильного газового конденсата (запущен в 1998 г. – прим. авт.) в новейший технологический комплекс мощностью 850000 тонн в год по производству моторных топлив-К5 было вызвано новыми законодательными реалиями. Требования Таможенного союза о доведении качества нефтяной продукции до мировых стандартов диктовали новые условия и, по сути, модернизация производства АО «Конденсат» в первую очередь решала государственные задачи в части насыщения казахстанского рынка качественными отечественными нефтепродуктами, до недавнего времени уступавшими российским, за счет которых и покрывался дефицит ГСМ в Западном регионе. Забегая вперед, стоит отметить, что, когда компания взялась за серьезное дело, со временем обросшее «сырьевыми» проблемами и различными законодательными перекосами, ситуация на рынке нефтепереработки была основательно изучена. Внушая определенную долю оптимизма, она, можно сказать, и подвигла вложиться в модернизацию. Поэтому с 2012 года, следуя стратегии устойчивого развития, АО «Конденсат» приступило к реализации проекта, включенного в Республиканскую карту индустриализации.
    При финансовой поддержке АО «Банк Развития Казахстана» на эти цели компанией было направлено более 200 млн долларов США. За короткий период были запущены три сложнейшие установки: в ноябре 2016 года налажено производство бензина марок АИ-92 и АИ-95 мощностью 220 тыс. тонн в год, в апреле 2017-го введена в эксплуатацию установка вакуумной перегонки, что увеличило выход светлых нефтепродуктов, а в июне прошлого года успешно завершен последний объект – установка по выпуску дизельного топлива экокласса К5. Сейчас в ЗКО действует современный НПЗ, выпускаемое топливо которого по химическим и эксплуатационным показателям соответствует всем требованиям госстандартов и технического регламента и не уступает зарубежным аналогам. В основу его технологии заложен каталитический процесс очистки сырьевой смеси от сернистых соединений, позволяющий достичь показателей стандарта класса К5 – основной нормы экологической безопасности. Использование такого топлива, реализующегося в ЗКО и в соседних регионах Казахстана и России (в том числе через собственную сеть фирменных АЗС в Уральске и Аксае, — прим. авт.), минимизирует негативное влияние на окружающую среду за счет снижения вредных выбросов и обеспечивает бережное отношение к работе автомобильных двигателей, улучшая их эксплуатационные характеристики. Продукт АО «Конденсат» положительно зарекомендовал себя на рынке, успев завоевать доверие потребителей. За его выпуск и реализацию компания дважды была признана победителем в региональном конкурсе-выставке «Лучший товар Казахстана», что свидетельствует о его высокой оценке со стороны населения и государства.

    «Сырьевая» дилемма
    Заметим, что при 100-процентной загрузке нефтеперерабатывающего завода практически исключается зависимость региона от импорта ГСМ. Однако проблема необеспеченности рентабельным сырьем, его низкое качество и нестабильные поставки серьезно тормозят работу стратегически важного объекта нефтепереработки, ставя под угрозу четкое следование компанией политики государства по продвижению и пропаганде казахстанских товаров.
    Фактом является то, что с момента запуска НПЗ АО «Конденсат» ни разу не смог достичь полной загрузки. Все время после проведенной модернизации он работал лишь на 25-30% от своей проектной мощности, случаи простоя происходили неоднократно, сказываясь на его экономическом и на техническом состоянии. Из-за таких остановок быстро изнашивается дорогостоящее оборудование, увеличиваются затраты на его ремонт, энергоресурсы и прочее. При этом существенны и материальные потери, в том числе связанные и со значительным ростом курса доллара по отношению к национальной валюте (более чем на 70%, — прим. авт.). К примеру, упущенная выгода от недозагрузки в 2018 году превысила 13 млрд тенге. И это при том, что предприятие выплачивает многомиллиардный кредит. Подобные проблемы производство продолжает испытывать и поныне, в марте завод был вынужден вновь уйти в очередной простой.
    Чаяния «Конденсата» по данному вопросу дошли до теперь уже экс-президента страны Нурсултана Назарбаева, после прошлогоднего визита которого в Западно-Казахстанскую область «сырьевая» проблема, казалось бы, начала медленно сдвигаться с мертвой точки. Однако, как выяснилось, предпринятые меры оказались малоэффективными. Дело в том, что с июля прошлого года министерство энергетики РК все-таки включило АО «Конденсат» в график поставки сырья. Это, конечно, позволило увеличить объемы. Но для полной загрузки НПЗ требуется 70-75 тыс. тонн сырья в месяц, а поступает гораздо меньше. В июле-декабре 2018-го показатели сырьевых поставок разнились от 2,6 до 19 тыс. тонн, а с начала 2019-го упали до 4-6,7 тыс. тонн в месяц. Очевидно, что указанные объемы не позволяют обеспечить даже минимальную загрузку завода. Вместе с тем, важным аспектом является и низкое качество поступающего «тяжелого» сырья по министерской разнарядке, где, казалось бы, должны прекрасно это понимать и учитывать ориентированность НПЗ АО «Конденсат» на переработку конденсата, добываемого на Карачаганаке.
    — Дело в том, что при переработке сырья с очень высокой плотностью и низким содержанием легких углеводородов, которое сейчас поступает к нам в основном из Атырауской области, происходит дисбаланс по светлым и темным нефтепродуктам, что влияет на полноценную загрузку установок НПЗ, в результате не достигается требуемая эффективность по выходам светлых нефтепродуктов класса К5, так нужных региону, — отмечает генеральный директор АО «Конденсат» Нурия Муфтеева. – При этом с учетом оборудования и технологии наш НПЗ успешно решает эту задачу при переработке сырья с нестабильным газоконденсатом с Карачаганакского месторождения.
    Заметим, что еще в конце 90-х заработала первая очередь малотоннажного завода АО «Конденсат», производственные мощности которого изначально были спроектированы под переработку нестабильного конденсата с Карачаганакского месторождения. Сейчас новый НПЗ от его оператора отделяет буквально несколько метров, что могло бы одним махом решить все вопросы с поставками, но доступа к сырью завод не имеет. При этом, начиная с 2011 года, предприятие получает лишь небольшие объемы необходимого сырья при ремонтных и аварийных работах (1,5% от мощности предприятия в 2018 году, — авт.), а в промышленных объемах КПО предлагает приобретать его только по мировой цене, что экономически несопоставимо с внутренними ценами на нефтепродукты.

    Недосягаемый ресурс
    Очевидный парадокс, что нефтеперерабатывающее производство вынуждено неполноценно функционировать из-за недоступности сырья и буквально биться за свое место под солнцем, в то время как регион и госказна теряют значительную часть доходов в виде недоплаченных акцизов. К примеру, в 2017 году при запланированных 2 млрд тенге при полной загрузке НПЗ они составили всего 639 млн, а в 2018-м — 580 млн против 3 млрд.
    Усугубляет ситуацию дискриминация отечественных производителей в размере акцизных платежей в сравнении с иностранными поставщиками дизтоплива. С июня по октябрь ставка акциза на отечественное дизельное топливо составит 9300 тенге, когда на импортируемое — 540. А ведь, учитывая низкую ставку по акцизам на импортный нефтепродукт, госбюджет в период посевной и уборочной кампаний также не дополучает значительную часть налоговых отчислений, которые могли быть направлены на улучшение уровня жизни западноказахстанцев. Стимулируя выпуск топлива под маркой «Сделано в Казахстане», государство только бы выиграло за счет увеличения объемов продаж.
    — АО «Конденсат», вкладывая и в производство, и в людей, могло бы стать гордостью нашей республики, но буквально погрязло в каком-то бюрократическом «болоте», — недоумевают работники компании. – Конечно, в таких вопросах требуется поддержка на правительственном уровне. И на словах нам ее часто обещают, хотя в реальности мы оказываемся один на один с суровой действительностью и стоим у закрытых дверей с протянутой рукой. Очень бы хотелось верить, что озвученная министром энергетики информация (www.interfax.kz, — авт.) о том, что этой весной КПО намерено начать поставки газоконденсата на НПЗ АО «Конденсат», окажется не просто обещанием…
    Нельзя не согласиться с тем, что отсутствие стабильной загрузки НПЗ негативно сказывается на значительном количестве жителей Западно-Казахстанского региона, для которых АО «Конденсат» является основоположником такого понятия, как социальная ответственность бизнеса. Во-первых, компания обеспечивает рабочими местами порядка 500 работников, почти 100% из которых являются жителями области и чувствуют уверенность в завтрашнем дне. Кроме того, с функционированием НПЗ также связана работа и более 2000 работников подрядных организаций ЗКО. Многие ли крупные компании в нашей стране могут похвастать, что на таких сложных и важных участках в сфере нефтепереработки рабочие места предоставляются не иностранным специалистам, а местным кадрам, в том числе профессионально выросшим на предприятии, где их систематически обучают и предоставляют социальные льготы?
    Не стоит сбрасывать со счетов и то, что в течение всего периода своего существования АО «Конденсат» активно поддерживает и оказывает благотворительную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, ветеранам Великой Отечественной войны и труда. Компания шефствует над 13 школами и колледжами ЗКО, не жалеет средств и сил на развитие спорта и открывает бесплатные детские спортивные секции по бадминтону в Уральске и районах ЗКО. Только за последние пять лет на социально-культурные мероприятия было направлено более 49 млн тенге. То есть со своей стороны АО «Конденсат» делает все возможное, чтобы быть опорой социально-экономических преобразований, главным приоритетом которых, как было заявлено в ежегодном послании президента, является улучшение благосостояния всех казахстанцев. Так почему же тогда государство в полной мере не оценивает вклад пятисотенного коллектива в это общенациональное дело?
    У нас часто акцентируют внимание на вопросах создания максимально благоприятных условий ведения бизнеса, глава государства ставит перед правительством и бизнес-структурами задачи эффективного взаимодействия в целях дальнейшего развития экономики и вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира. Однако в реальности, при исполнении мы видим совсем иную картину, и самое печальное, что в накладе остается казахстанская экономика и не выигрывает потребитель.
    Но выйти из кризисной ситуации НПЗ сможет только благодаря государственной поддержке и вовлеченности административных структур. В государстве, богатом нефтяными ресурсами, должны быть действенные механизмы и инструменты поддержки для надежного в производственных и социальных вопросах партнера. Неужели для того, чтобы у АО «Конденсат» развязались руки и пали производственные оковы, первым лицам государства нужно вновь посетить ЗКО и еще раз дать задание по обеспечению завода сырьем, из-за проблем с которым компания вынуждена сидеть на голодном сырьевом пайке?

    Галина КАРЕНСКИХ


     
    Предыдущая статьяВесенний плиткопад
    Следующая статьяДамба: быть или не быть
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Более 100 человек погибли на дорогах ЗКО в этом году

    1166 дорожно-транспортных происшествий произошло с начала года, сообщили в...

    Авиакатастрофа в Актау: внеплановую проверку проведут в аэропортах Казахстана

    После крушения самолёта Азербайджанских авиалиний в Актау премьер-министр Казахстана...

    Рекомендуем

    Предновогодняя ярмарка пройдет в Уральске

    Местные товаропроизводители представят свою продукцию для горожан к новогоднему...

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл