Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-10 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    Театр в лицах

    Старейшим театром Казахстана по праву можно назвать наш Уральский имени А.Н. Островского, который в этом году отмечает свой 160-летний юбилей. Дата поистине глобальная и масштабная. Театр прошел огромный путь становления и развития сквозь три века, начиная своё летоисчисление с XIX-го, испытав взлёты и падения в сложном XX-ом и находясь в творческом подъеме XXI-го.
    Театр живёт — здесь и сейчас. Но как будущее невозможно без прошлого, так и театральная история не существует без людей, ему служивших и в разные годы внесших вклад в развитие театрального искусства нашей области. Вспомним о прекрасных Личностях из большого множества служителей Мельпомены, кто отдал нашему театру свою жизнь, чьи имена, возможно, по истечении времени предаются забвению, но в памяти останутся навсегда.

    Заслуженная артистка КазССР Зинаида АКИМОВА (1925-1983)

    Силой своего труда и таланта она создала целую галерею образов. Была актрисой, чей яркий, самобытный талант почти четверть века служил украшением сцены Уральского областного драматического театра им. А.Н. Островского. З.М. Акимова родилась в белорусском городе Бобруйск. Нелегкая у нее была юность. Только окончила среднюю школу, началась война. Девушка ушла на фронт, работать в прифронтовую мастерскую по ремонту и пошиву обмундирования. А вечерами выступала в госпиталях перед ранеными бойцами в концертах самодеятельности. В 1944-м добровольцем вступила в ряды действующей армии и была зачислена во фронтовой ансамбль Южной группы войск 3-го Украинского фронта. Вместе с боевыми товарищами прошла Австрию, Венгрию, Болгарию, Румынию. Десятки концертов, данных в госпиталях и прямо на передовой, приносили радость и отдых солдатам и офицерам.
    Во фронтовой характеристике сержанта-добровольца Акимовой написано: «Ее выступления пользовались заслуженным успехом у красноармейской массы и получали высокую оценку командования. Она обладает хорошими актерскими данными и успешно справилась с образом русской девушки («Твоя песня» Гусева) и сложным образом классического водевиля («Дочь русского актера» П.Григорьева). В вокальном жанре тов. Акимова хорошо владеет искусством исполнения народных и лирических песен».
    После войны Зинаида Михайловна выступает в драмтеатре г. Орска, затем оканчивает театральную студию при Челябинском государственном театре им. С. Цвиллинга. В выпускном спектакле «Девчонки» В. Пановой ей была отведена одна из главных ролей. После премьеры местная газета писала: «Особенно удачно в этом спектакле исполнена роль младшей из «девочек» — Томы. Чувствуется, что исполнительница этой роли З. Акимова глубоко вжилась в образ и потому воспроизвела его перед зрителями просто и естественно». Акимова становится профессиональной актрисой и работает в театрах города Славянска на Донбассе, в Донецком театре.
    В 1959 году она поступила на службу в драмтеатр им. А.Н. Островского. Трудно перечислить все сыгранные ею роли — их много. Среди них Катя в «Истории одной любви» К. Симонова, Люся — «Ее друзья» В. Розова, Тоня — «Как закалялась сталь» Н. Островского, Надя в «Караване» И. Штока и другие. Акимова была актрисой яркой индивидуальности, требовательным мастером. О разнообразии ее творческих возможностей говорит целый ряд образов, созданных ею в спектаклях русской классической драматургии. Герои А.Н. Островского, несомненно, занимали одно из центральных мест в творчестве актрисы. Она хорошо ощущала особенности быта, переданного драматургом, и прелесть его замечательного языка. Поэтому в исполнении таких ролей, как Поленька в «Доходном месте», Аннушка — «На бойком месте», Настя — «Не было ни гроша, да вдруг алтын», Шаблова — «Поздняя любовь» — была волнующая правда жизни. То же самое можно сказать и о ролях в спектаклях по пьесам М. Горького, принесших актрисе много творческих радостей: Людмила — в «Вассе Железновой», Квашня – «На дне». Она создала интересные, запоминающиеся образы женщин сильных духом, стойких, отмеченных глубоким даром великой любви к людям.
    В 1973 году З.М. Акимовой за заслуги в развитии театрального искусства республики и высокое исполнительское мастерство было присвоено почетное звание «Заслуженной артистки Казахской ССР». Через 10 лет сердце актрисы перестало биться, но память о ней до сих пор жива, пока живы те, кто щедро делится с нами своими воспоминаниями о прекрасной актрисе, сохранив их в фотографиях, программках спектаклей, а главное — в своем сердце.

    Бутафор Борис ГУСЬКОВ (1930-1998)
    Более 50 лет служению нашему театру отдал бутафор Б.П. Гуськов. В театре до сих пор с любовью говорят об этом мастере, часто вспоминают о нём по его работам — реквизиту, созданному талантливыми руками преданного служителя Мельпомены. Бориса Петровича в театре нет уже много лет, но его реквизитом (короны, сабли, ремни, пистолеты…) артисты до сих пор пользуются, а старшее поколение рассказывает о том, к какому спектаклю он с любовью был выполнен. Каждая работа эксклюзивна, и, возможно, вблизи она не выглядит «богато» и «реально», но из зрительного зала вещь словно «оживает».
    Он был из рода мастеровых. Дед по отцовской линии Павел Гуськов работал кузнецом у купца Петра Овчинникова. Отец — Петр Гуськов трудился в Балашове на элеваторе. В 1937 году, когда Борису было семь лет, отца арестовали, объявив врагом народа. Мама осталась одна с тремя детьми — без образования, без специальности. Из Балашова переехала в Уральск, поближе к родным. Бориса отправили в Киров, к брату отца. Там он пошёл в школу, а летом 1941-го, приехав на каникулы к маме, так и остался, потому что началась война. Тогда ему было 11 лет. И уж тут не до учёбы. Школы превратились в госпитали, не было ни учебников, ни тетрадей. В 1944-ом Борис пошёл работать, но поскольку трудовые книжки выдавали с 15 лет, его стаж исчисляется с 1945 года.
    В театр его привёл друг Александр Козыченко, который был рабочим сцены. С этого и начал свой долгий путь в театре Гуськов, в трудовой книжке которого была лишь одна запись. Он был верным подданным театра до последнего дня своей жизни. В одном из своих интервью Борис Петрович говорил о театре: «Знаете, нельзя в театр пускать улицу, нельзя открывать его тайны. Когда тайна разрушена, человек перестаёт быть ребёнком. А здесь он должен быть таковым. Потом театр, я убеждён, должен воспитывать. Не то, чтоб морали читать, пальчиком грозить. Он должен учить его добру, красоте. Воспитать можно только что-то созидая, а не разрушая. Если же сразу разрушен образ театра, как храма, о каком воспитании может идти речь».
    Театр он полюбил сразу, тогдашний заведующий постановочной частью Э.И. Гемерих, приехавший с эвакуированным карело-финским театром и оставшийся в Уральске, встретил его добродушно. Трудясь рабочим сцены, Борис втайне мечтал стать художником-декоратором. Он очень любил рисовать. По какому-то случаю, он лобзиком выпилил, склеил самодельные шкатулки и подарил их товарищам-коллегам, а кто-то из руководства увидел их и предложил ему место бутафора. До этого времени вещи, необходимые для спектакля, театр заказывал в мастерских. Таким образом в 1952-ом его мечта сбылась. Мастер-самоучка, «институты не заканчивая», постоянно учился здесь и сейчас, оттачивая своё мастерство на практике, совершенствуясь, предавая свой талант «огранке».
    Б. Гуськов отдал театру всю свою жизнь, посвятив ему себя без остатка, преданно прослужив до конца своих дней, всегда отзываясь о нём с трепетом и большой любовью: «Я помню, как во время спектакля люди теряли сознание, плакали. Уральск был очень театральным городом. Во время войны, сразу после неё — столько горя вокруг, лишений, а в театре аншлаги!», «Попадая в зрительный зал, по-прежнему чувствую себя ребёнком. Забываю о возрасте, и о том, что знаю все – что и как тут делается. И смеюсь, и плачу всякий раз, как будто пришёл в театр впервые». Об артистах говорил с восхищением: «Артисты — удивительные люди! Бесхитростные, непосредственные. Они — как дети. Я их, конечно же, люблю за талант, за их готовность к работе». И как замечательно рассуждал о любви к своей работе, к своему призванию: «Если не любить работу, для чего тогда жить! Это же самое большое несчастье, если человек занимается нелюбимым делом! Мы ведь на работе живём, а дома просто отдыхаем. Театральные работники – актёры ли, из технических цехов – они все равно отличаются от других людей. Театр, он на всех откладывает отпечаток. Это – особый мир. Здесь ещё пока живёт культура!».
    Наверное, на таких людях держится театр, они создают его живую историю. Конечно, хотелось бы, чтобы на таких равнялось молодое поколение, чтобы их имена знали и помнили. Ведь это лишь небольшая часть, не побоюсь этого слова, великих и талантливых людей, внёсших огромный вклад в жизнь театра и культуру Западно-Казахстанской области, чьи имена уже вписаны в страницы славной летописи истории Уральского драматического театра А.Н. Островского.

    Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
    артист театра


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл