Известный в Приуралье психолог Райса Утаровна Байдалиева является постоянным экспертом «Н». В канун 8 Марта мы решили рассказать об этом «врачевателе душ», ведь работа психолога не менее важна, чем работа терапевта, лора, окулиста или врача любой иной специализации, поскольку эмоциональное состояние человека, как известно, сказывается и на его физическом здоровье.
Уникальный продукт своих родителей
Выбор будущей профессии моя героиня сделала еще 10-летней девочкой, и жизнь показала, что он оказался правильным, да и развитие событий, связанных с поступлением на отделение психологии биофака Саратовского госуниверситета, свидетельствует о том, что призвание стать психологом было уготовлено этой женщине самой судьбой.
Райса Утаровна Байдалиева (в девичестве Курмангалиева) родилась и выросла в Саратовкой области в семье обычных сельских тружеников, будущий психолог была пятым ребенком в семье. Отмечает, что родители, пережившие смерть своих старших детей от пневмонии, очень бережно относились к детям, стремясь не только обеспечить всем необходимым, но и дать им самое лучшее.
— В доме всегда были книги, что в то время было достаточно редким явлением, особенно если учитывать, что жили мы в староверческой деревне, где книги и игрушки считались баловством. Вообще образованию в нашей семье придавалось большое значение, хотя отец проучился всего 4 класса, а мама и того меньше – всего год. Корни моих предков отсюда, но в 20-годы родители обоих моих родителей были раскулачены и высланы, притом, что богачами-то они и не были, просто были трудолюбивыми людьми. Мои родители прожили очень трудную молодость, сполна узнав все тяготы изгнания и постоянных переездов. Для них было очень важно дать нам хорошее образование, поэтому разговоры о будущем всегда включали этакое моделирование обязательного поступления в университет. Я достаточно рано научилась читать, года в 4, что было полной неожиданностью для моих родителей и старших братьев и сестёр. Вероятно, зона моего ближайшего развития была такова, что я могла легко научиться складывать буквы в слова. И до сих пор я люблю читать, но в основном, книги по специальности, по антропологии, по лингвистике. Мои родители были очень любознательными людьми, поэтому, я думаю, мне просто достались хорошие гены, – отмечает Райса Утаровна.
Профессия – часть самосознания
— С чем связан выбор профессии? В каком возрасте обнаружили в себе склонности к этому роду деятельности? – не терпелось мне задать свои главные вопросы.
— В классе четвертом я однажды на чердаке своего дома нашла довольно-таки потрёпанную книгу Зигмунда Фрейда, изданную в 30-х годах. Это была история маленького Ганса, с которой обычно начинается обучение психоанализу. Книга меня впечатлила, она была необычная, непонятная, и поэтому заворожила меня полностью. Я несколько раз перечитывала эту книгу, додумывая некоторые места, так как в ней не хватало многих страниц. Можно сказать, что эта книга предопределила мою судьбу. Я поняла, что хочу изучать людей, изучать, какие сны снятся людям, как рождаются их фантазии, почему и чего они боятся. Неудивительно, что, когда пришло время выбирать профессию, я без тени сомнения пошла и сдала документы на отделение психологии биофака Саратовского университета. Несмотря на очень большой конкурс, я поступила и с удовольствием училась. После университета распределилась в Астрахань, инженером-психологом на судоверфь, но так как ни я, ни руководство судоверфи не имели представление о том, зачем им нужен психолог, я вернулась в Саратов. Потом была работа в школе-интернате и даже в хозрасчетном психологическом центре, который довольно быстро закрылся. Волею обстоятельств я оказалась в Уральске, на кафедре педагогики и психологии, тогда ещё Уральского педагогического института. Мне нравилось преподавать, тем более, что психологию, как мне кажется, трудно преподавать неинтересно. Потом была Москва, куда я отправилась поступать в аспирантуру, но оказалась в Академической Школе Профессиональной Психотерапии, которую открыла Елена Спиркина, дочь известного философа. В Москве я вышла замуж, и в Уральск я уже вернулась с мужем и маленькой дочерью. Мне нравится учиться, поэтому пользуюсь любой возможностью поучиться у лучших психологов: могу гордиться тем, что слушала лекции корифеев МГУ Спиваковской, Соколовой, Полякова, Тхостова, посещала семинары Кочюнаса, Хендена. Совсем недавно завершила обучение по дифференциальной диагностике и экспертизе в Бехтеревке.
Обо всем понемножку
Три часа длилось мое интервью с Райсой Утаровной, и мне было интересно узнать ее не только как профессионала, но и просто как человека, как мать. К сожалению, многое, как говорится, осталось за кадром, поскольку в рамках одной газетной страницы невозможно раскрыть такую многогранную личность. А потому попробую как можно лаконичнее обозначить ее приоритеты:
…в работе
– Мне нравится метафора фонарика. Задача психолога — быть фонариком, уметь посветить и помочь выявить «тёмные» места на той дороге, по которой идёт пациент, помочь ему определиться с маршрутом. Но проживать свою жизнь всё равно будет сам человек, поэтому работа должна учитывать это. Важно не нарушать его внутренний мир, а помочь ему восстановить целостность личности. Я работаю в подходах, которые предполагают исследовательскую позицию и понимание сложных закономерностей человеческого бытия: экзистенциальном, нарративном и когнитивно-поведенческом. Разумеется, охотно используя при необходимости и другие подходы.
… в семейных отношениях
– У нас с мужем детоцентрированная семья, то есть главная ценность нашей семьи — наши дети. Их здоровье, их образование, их будущее. Поэтому мы были рады, когда дочь решила стать клиническим психологом, и уехала учиться в Берлин. Сын мечтает о нейронауках, когнитивистике, и я надеюсь, что у него всё получится.
…пожелания соотечественницам
– Просто помните, что Жизнь быстротечна, уважайте и цените его Величество Время, будьте собой и уважайте себя, не разрушайте себя.
Саида ТУЛЕГЕНОВА