Вокруг Анискиного озера, расположенного в Зачаганске, не утихают разговоры и споры. Экологи утверждают, что это мина замедленного действия, в то время как чиновники не видят действительно серьезной проблемы. Чтобы разобраться в ситуации, в пятницу общественники в компании с главным экологом области отправились на Анискино озеро.
О проблемах Анискиного озера «Н» писала неоднократно. Когда-то этот водоем служил в качестве аварийного накопителя сточных вод городского управления водопровода и канализации «Водоканала». Территориально объект находится на землях Уральска — в районе поселка Зачаганск. По информации областного департамента экологии, в последнее время организованный аварийный сброс сточных вод в это озеро не осуществляется. Однако законсервировать его тоже пока не сумели. В результате все отходы, скопившиеся за несколько десятилетий, прочно осели на дне водоема. Словом, о чистоте воды в этом озере говорить не приходится.
Сейчас экологи выделяют две основных проблемы озера и даже озвучивают возможность их решения. Проблема номер один, как уже было сказано, в том, что на дне озера лежит загрязненный и опасный грунт. Даже по данным официальной экспертизы, там наблюдаются превышения нормы по нескольким параметрам.
— Данные лабораторных анализов проб, отобранных 11 июля 2017 года, показали превышения по водородному показателю в 1,04, по биохимическому потреблению кислорода (БПК) – в 2,8 раза и по аммиаку – в 4,5 раза, — говорит руководитель общественного объединения «Таза Булак» Арман Бектенов (на фото). — Однако главная проблема Анискиного озера в том, что в него на протяжении нескольких десятилетий сливали отходы гальванического производства. У нас в городе несколько предприятий работало на оборонку. Все отходы они сливали в это озеро. На дне водоема огромное количество ртути, цинка, осмия и высоковалентного хрома. Это опаснейшие канцерогены. Период их распада – не меньше 50 лет. Учитывая, что уральские оборонные предприятия работали, как минимум, до середины 1990-х, несложно подсчитать, что до момента «х» еще, как минимум, 10 лет. Если вся эта отрава окажется в Урале – рост онкологических заболеваний – это самое меньшее, что грозит жителям прибрежных населенных пунктов.
О возможности попадания зараженной воды в Урал Арман Бектенов говорит не случайно. Дело в том, что озеро от реки отделяет дамба, которая была построена как раз для того, чтобы разливаясь, Урал не заходил в загрязненное озеро. Однако за почти полвека, прошедших с момента постройки, дамба пришла в негодность, и, по прогнозам общественников, возможно не выдержит уже ближайшего паводка.
— В области сейчас огромные запасы снега. В верховьях Урала также выпало большое количество осадков. Если паводок будет дружным, эту дамбу размоет наверняка. Вода зайдет в Анискино озеро и смоет всю грязь и всю зараженную почву в Урал, — предупреждает Арман Бектенов.
Между тем, ни одно заинтересованное ведомство до сих пор не провело точной экспертизы, которая показала бы наличие или отсутствие в почве грунта канцерогенов. К тому же, уже несколько лет ведомства валят друг на друга ответственность за состояние этой дамбы. Ни один запрос, направленный общественниками в самые различные ведомства, не прояснил, кто должен ремонтировать это заградительное сооружение. На сегодня известно только, что дамба не стоит на балансе отдела ЖКХ, за нее не отвечает управление строительства, и в «Батыс су арнасы» уверяют, что это озеро никогда не было в их собственности: несмотря на то, что организация является правопреемником «Водоканала», Анискино озеро она в эксплуатацию не принимала.
Вторая проблема – это то, что, несмотря на официальное закрытие накопителя, по факту им все еще продолжают пользоваться. В позапрошлом и прошлом году были зафиксированы неоднократные случаи самовольного слива сточных вод владельцами вакуумных машин. Вместо того, чтобы везти свой груз на КНС, водители сливают содержимое септиков и выгребных ям в водоем. Кроме этого, КНС №17, которая расположена на берегу Анискиного озера, также продолжает принимать сточные воды.
– У нас на руках официальный ответ от департамента экологии, в котором черным по белому сказано, что КНС №17 не может осуществлять сброс стоков в Анискино озеро, так как она не функционирует, – говорит председатель общественного объединения «Таза Булак» Арман Бектенов. – Тем не менее, по факту мы видим, что сюда постоянно заезжают ассенизаторские машины. Причем, они сливают отходы прямо в среднее звено отстойной системы. Отсюда вода, без всякого очищения попадает в Анискино озеро.
В «Батыс су арнасы» уверяют, что на самом деле отходы сливают не в озеро, а в трубу, по которой их перегоняют на городской накопитель, расположенный в Вишневой балке. Правда, при этом известно, что трубопровод, по которому их якобы перегоняют, находится в аварийном состоянии и на нем сейчас ведутся ремонтные работы. И самое интересное, что факт противоречия этих двух утверждений не смущает никого, кроме общественников.
Судя по всему, настоящим открытием это стало и для руководителя управления экологии Западно-Казахстанской области. На вопрос журналистов о ситуации на Анискином озере, озвученный во время брифинга, Ербол КУАНОВ ответил, буквально, следующее:
– Вакуумные машины сливают отходы с септиков в специальную трубу, которая ведет в КНС №17, а оттуда фекалии идут в городские очистные сооружения, то есть сливы идут не в само озеро, просто со стороны так видно. Насчет дамбы, она к нашему департаменту отношения не имеет, управление природных ресурсов этим вопросом занимается, есть рабочая группа, я информацией не владею.
Правда, после этого главный эколог области все же решил съездить и лично осмотреть место, так сказать, событий. Выяснилось, что трубопровод, по которому фекалии должны направляться в городские очистные сооружения, на самом деле даже не трубопровод, а просто открытая канава. Кроме того, оказалось, что еще при прежнем руководителе управления экологии, ТОО «Батыс Су Арнасы» было оштрафовано за такую нестандартную транспортировку отходов, а также было обязано рекультивировать почву, зараженную фекалиями, на всем протяжении этой сточной канавы.
— Насколько мне известно, водоканальщики вывезли десятки тонн грунта на полигон, который, кстати, тоже считается уже закрытым, — говорит Арман Бектенов. – Я, честно говоря, уже совсем запутался. Куда ни ткнись в проблеме Анискиного озера, все объекты нерабочие, закрытые и так далее. Но при этом все они используются, эксплуатируются без всяких объяснений и без вопросов со стороны контролирующих и правоохранительных органов. Просто тайны мадридского двора какие-то!
Руководитель управления экологии на месте пообещал журналистам и общественникам разобраться в ситуации с работой КНС №17.
Однако вопрос с дамбой по-прежнему остается открытым. Между тем, судя по снегозапасам в области и в российских районах, расположенных выше по течению Урала, паводок в этом году может быть весьма серьезным. Об этом говорят и старожилы. По их словам, Урал показывает свою мощь по-настоящему раз в 15-20 лет. Последнее большое половодье на этой реке было в середине 90-х прошлого века.
Каким образом сейчас решать проблему укрепления дамбы, и возможно ли это еще сделать, наверное, могут решить специалисты. Но это только в том случае, если администрация города поставит перед ними эту задачу. Успеют ли это сделать вовремя – большой вопрос. Весна близко!
Светлана СОКОЛОВА,
фото Георгия СЕМЕНОВА