В последнее время Уральск заполонили автомобили с иностранными номерами. Чуть раньше городские улицы бороздили, в основном машины российской принадлежности, однако все чаще встречаются госномера Армении. «Н» выяснила, в чем причина такой активности иностранных автовладельцев, законно ли это, и как нарушения зарубежных авто сказываются на казахстанском бюджете.
Пробки на улицах Уральска уже перестали быть редкостью. Пока одни водители добросовестно следуют правилам дорожного движения, некоторые, и, отнюдь, не редкие их коллеги плюют на эти самые правила, что называется, с высокой колокольни. Любой законопослушный водитель скажет, что чаще всего ПДД нарушают владельцы так называемых «блатных» номеров. В уверенности, что все можно «разрулить» наличкой, они «подрезают» другие машины, останавливаются посреди проезжай части, нарушают рядность, разворачиваются через сплошную и проезжают светофоры на запрещающий сигнал. Однако все чаще среди нарушителей попадаются не столько «блатные», сколько иностранные товарищи. Эта категория водителей вообще чувствует себя на дорогах вольготно. Почему – нам рассказал владелец такого автомобиля.
— Машину с армянскими номерами я приобрел для своей супруги, — рассказал нам местный житель Мирас, который попросил не указывать его фамилию. – Она – водитель начинающий, понятно, что нарушений не избежать. А эти машины по нашим базам не проходят, соответственно, штрафы на них, если и выписывают, то отправляют их по месту прописки – в Ереван. Но никого из нас там уже нет. Я, честно говоря, даже не знаю, кому их там передают.
Схема приобретения авто за рубежом проста. Прежде всего, нужно, конечно, приехать в страну и оформить там временную прописку. Здесь часто возникают проблемы, однако на армянском авторынке давно уже присутствует целый сонм различных помощников в делах такого рода. После обретения временной прописки можно идти и со спокойной душой выбирать автомобиль, который вам понравится. При покупке есть, конечно, свои нюансы, но все эти вопросы решаются быстро и безболезненно. И, кстати, как говорят, не сильно дорого.
По словам Мираса, его предупредили, что на этой машине нужно будет раз в год выезжать за пределы РК, а потом можно тут же возвращаться обратно – главное получить штамп о пересечении границы. Есть еще риск, что из-за накопленных штрафов, въехав в Армению, оттуда не уедешь, не уплатив все долги. Однако престарелый родственник Мираса, на которого оформлена машина, в Армению в ближайшее время не собирается. Поэтому супруга молодого человека ездит по улицам Уральска совершенно спокойно. Ни одному «Автоурагану» она пока не попадалась.
О том, сколько тенге штрафов не попадают в казахстанский бюджет из-за нарушителей с чужими госномерами, мы попытались выяснить в Департаменте внутренних дел ЗКО. Однако там потребовали официального запроса, на который обещали ответить в ближайшем будущем. При этом полицейские не отрицают, что машины с иностранными номерами создают на дорогах реальные проблемы.
— Машины с иностранными номерами, в самом деле, создают на дорогах много проблем, — говорит инспектор полиции Динара Абдулхаликова. – Чаще всего окружающие законопослушные водители страдают от агрессивного вождения. Среди владельцев таких авто существует не совсем верное представление об административной ответственности. Они считают, что им не страшны никакие штрафы. Да, поймать их на нарушениях сложно. Но не совсем невозможно. Такие автомобили отслеживают автомобили «Автоураган», и, кроме этого, их могут проверить на стационарных полицейских постах.
Однако, несмотря ни на что, ездить на иностранных машинах оказывается все-таки более выгодно, чем с казахстанскими номерами. Примером может служить случай годичной давности, когда автомашина с российскими номерами, прежде чем ее водворили на штрафстоянку, успела наездить штрафов на сумму более миллиона тенге. Сама машина к тому моменту стоила ненамного дороже. Кстати, дешевизна армянских автомобилей – это еще один несомненный плюс для автовладельцев. Этот факт объясняется просто. Дело в том, что Армения, с относительно недавнего времени, как и Белоруссия и Казахстан, входит в Евразийский экономический союз. Согласно международному договору Казахстана с другими странами, входящими в эту коалицию, действуют определенные правила ввоза автотранспорта в страны Союза. В частности, автомобили этих стран могут быть ввезены без уплаты таможенных пошлин на территорию России и свободно эксплуатироваться по дорогам общего пользования. А растаможка в Армении на порядок дешевле, чем в той же России, например, или в Казахстане. Правда, цена оформления все-таки зависит от возраста автомобиля. Чем свежее – тем дороже, поэтому явная экономическая выгода присутствует, только в приобретении «немолодых» машин – 2006-2010 годов выпуска.
— Я пригнал из Армении Honda Elysion 2006 года выпуска с родным пробегом 126 тысяч км, – говорит еще один местный водитель. – В Грузии машину переделали под левый руль. Хозяин в Ереване просил 6400$,но мне и помощнику из местных удалось скинуть 400$. Сошлись на 6000$. Посредник после оформления попросил за свои услуги всего 100$.В итоге сейчас имею шикарный, восьмиместный авто с полным приводом за смешную цену. А, кроме машины, приобрел бонус в виде отсрочки штрафов или даже вообще их неуплаты.
Об отсутствии единой базы автотранспортных средств полицейские говорят уже не первый год. Однако дальше разговоров дело пока не движется. Почему в верхах не пытаются изменить ситуацию – вопрос открытый. Понятно, что создание единой базы – дело небыстрое и сложное. Однако с момента, когда полицейские осознали необходимость ее существования, прошел уже не один год. При этом, по самым скромным подсчетам, госказна недополучает от владельцев иностранных машин, миллионы, а то и десятки миллионов штрафов. Сами водители «армянок» чувствуют себя безнаказанными, а законопослушные участники дорожного движения вынуждены мириться с откровенным хамством на дрогах. А хамов у нас на дорогах, как говорится, и своих хватает.
Светлана СОКОЛОВА, фото Георгия СЕМЕНОВА