На недавнем Совете по защите прав предпринимателей ПП ЗКО выяснилось, что облУО готовило передачу уральского педколледжа в частные руки, о чем мало кому было известно. Председателя Совета Хайдара Капанова возмутил этот факт, и он потребовал от чиновников сферы образования не выстраивать «закулисные схемы», а придерживаться открытости и четкого планового порядка в данной работе.
На днях последовала еще одна встреча на площадке областного «Атамекена», но уже с участием всех заинтересованных лиц, включая бизнесменов, представителей управления образования, экономики ЗКО, а также КазЦентра ГЧП из Астаны.
Поясним, что вопрос завуалированной передачи педагогического колледжа Уральска был затронут неделей ранее в ходе заседания Совета по защите прав предпринимателей. Х. Капанов возмутился тем, что олбУО в тайне от местных бизнесменов готовит к передаче в доверительное управление педколледж и колледж нефти и газа.
— Я узнал об этом чисто случайно, — заявил Хайдар Кисметович. – Ранее ведь мы официально обращались в облУО, но нам ответили, что ничего такого не планируется…
Присутствовавшая на Совете заместитель руководителя облУО Сандугаш АЙТКАЛИЕВА тогда сообщила, что педколледж действительно собирается взять в доверительное управление инвестор из Астаны, но, кто конкретно, не озвучила. По колледжу нефти и газа, с ее слов, последовал отказ после того, как предприниматель узнал об обязательствах по содержанию, ремонту и приобретению оборудования.
— Почему облУО делает это без информирования общественности, без публичных объявлений, без участия Палаты? – спросил тогда Х. Капанов. – Откуда взялся этот инвестор из Астаны? Может быть, этот колледж захотят взять в доверительное управление местные предприниматели?
В ответ С. Айткалиева сослалась на то, что конкретного плана передачи этих объектов не существует, да и переговоры с инвесторами из Астаны были предварительными, без подписания официальных документов.
— Все свои вопросы вы сможете задать представителям республиканского Центра ГЧП, — ответила разволновавшаяся от вопросов С. Айткалиева.
Кстати, более развернутый ее ответ был опубликован позже на сайте zhaikpress.kz. В нем сообщалось, что «ни один объект образования не готовился к реализации по механизму приватизации. Необходимо разграничить понятия «приватизация» и «государственно-частное партнерство… О намерении передачи двух учебных заведений — Уральского колледжа нефти и газа, педагогического колледжа имени Ж. Досмухамедова в доверительное управление было объявлено акимом области А.Кульгиновым на августовской конференции учителей текущего года. Данное мероприятие прошло 20 августа 2018 года. Решение передачи в доверительное управление через механизм ГЧП вынесено с целью снижения нагрузки на бюджет в условиях обновления содержания образования. Материально-техническая и учебная база педагогического колледжа не соответствуют элементарным требованиям. Здание колледжа построено 140 лет назад. Соответственно, находится в сильно изношенном состоянии… Учебная база не соответствует современным требованиям, отсутствуют лабораторные и предметные кабинеты для общеобразовательных и специальных дисциплин, а также актовый и спортивные залы. Также кабинеты технологии, ИЗО и черчения находятся в подвальном помещении общежития. С учетом вышеизложенного, началась работа по поиску потенциальных частных партнеров… На сегодняшний день проект «Доверительное управление с проведением капитального ремонта и оснащением оборудования без права выкупа ГККП «Педагогический колледж» был рассмотрен и одобрен на заседании комиссии по вопросам ГЧП при акимате области и включен в перечень проектов, планируемых к реализации в рамках ГЧП в 2018-2019 годы. В состав комиссии вошли депутаты маслихата, представители госорганов, НПП «Атамекен», а также члены общественного совета. На основании вышеизложенного, облУО не преследует цели передать объекты образования в частные руки».
Заметим, что проблемные вопросы передачи объектов в доверительное управление и не только в сфере образования неоднократно озвучивались в Нацпалате. Согласно официальной статистике, количество заключенных договоров с 2016 года увеличилось в 20 раз, при этом гособязательства — в 23 раза. По мнению «Атамекена», все это продемонстрировало неэффективность реализации ГЧП по госинициативе. «На сегодня государство покрывает намного больше, чем привлекает частных инвестиций, поэтому необходимо прислушиваться к бизнесу, предлагающему проекты по частной финансовой инициативе», — считают в Нацпалате. «Атамекен» предложил установить критерии отбора проектов ГЧП, исходя из структуры возмещения из бюджета. По его данным, ГЧП реализуется с переменным успехом в связи с нехваткой специалистов данного профиля. На сегодняшний день в стране не имеется курсов повышения квалификации, нет соответствующей кафедры в университете. В данной сфере мало компетентных специалистов, при этом контролирующих органов целых три. В связи с этим необходимо определить один госорган для мониторинга и оценки реализации проектов ГЧП. Также, Нацпалата предложила провести скрининг потребностей регионов в проектах ГЧП, оцифровать единую базу по реализуемым проектам и создать на каждый проект виртуальный паспорт, в котором будет содержаться основная информация о проекте.
А вот министерство образования и науки РК сейчас проводит активную работу по строительству общежитий в рамках ГЧП, о чем в общем-то и шла речь на встрече с представителями республиканского Центра на площадке ПП ЗКО.
— 2 октября вступили в силу правила размещения госзаказа и методика расчета для проектов студенческих общежитий в рамках ГЧП, — пояснила старший консультант КазЦентра ГЧП Айгуль САДЫКОВА. – Предполагается обеспечение студентов общежитиями путем нового строительства или путем реконструкции действующих объектов под него. Если в ЗКО в собственности у предпринимателей либо в коммунальной собственности у акиматов имеются административные здания, гостиницы, хостелы, то их можно сейчас переориентировать под студенческие общежития. Государство размещает госзаказ, на каждое созданное место по новому строительству выделяется 122 МРП (более 300 000 тенге), по реконструкции – 47 МРП (более 100 000 тенге). Следует заметить, что госзаказ будет размещаться в течение 8 лет, но в первый год установлен двойной тариф. Мы призываем предпринимателей ЗКО проявлять в этом плане свою активность. Государство предоставляет меры поддержки, при этом предприниматель обеспечивается постоянным потоком клиентов, а объект может оставаться у него в собственности. На 2019 год выделен 1 млрд 47 млн тенге, в этом году планируется ввод 5000 студенческих мест. 49% из общего плана (75000 мест) будет обеспечено путем реконструкции, а оставшийся процент – путем нового строительства.
Кстати, по СанПиНу на 1-го студента должно быть отведено не менее 6 квадратных метров в общежитии. Как уточнили специалисты, эти нормы остались прежними.
По словам заместителя руководителя управления экономики ЗКО Асемгуль АБЕНОВОЙ, в текущем году уже заключены договора с инвесторами по трем проектам: на приобретение МРТ для облбольницы, для строительства врачебной амбулатории в Чингирлауском районе и по содержанию и ремонту автомобильных дорог. По 7 объектам объявлен конкурс, включая сферу ЖКХ, здравоохранение, модернизацию уличного освещения, а также строительство ФОКа на 320 мест в с. Чапаево, капремонт дорог и другие. На стадии разработки находятся еще 12 проектов.
Галина КАРЕНСКИХ
Общая потребность в общежитиях в ЗКО рассчитана на 1800 студенческих мест, 1650 – для студентов Уральска. Сейчас ведется разработка проектно-сметной документации для строительства трех студенческих общежитий в рамках ГЧП. В Аксае (на 150 мест) и в Уральске (на 150 и 500 мест).