31 из 56 школ ЗКО не смогли подтвердить соответствие своей образовательной деятельности. Такой же результат по госаттестации в 10-ти (из 23) детсадах и в 3-х (из 6) профтехколледжах.Аттестация проводилась в 85-ти организациях департаментом по контролю в сфере образования в 1-м полугодии прошлого года. По данным этого ведомства, в дошкольных организациях образования вследствие слабой методической помощи районных отделов были выявлены нарушения при составлении штатного расписания, из-за недостаточного финансирования материально-техническая база многих детсадов противоречила установленным нормам. В некоторых районах не хватало педагогов-психологов, 18 педагогов вовремя не прошли курсы по повышению квалификации.
Из 56 организаций среднего образования госаттестацию прошли всего 55,3%. 15 СОШ показали низкий уровень знаний, умений и навыков школьников. В 10-ти школах не были выполнены требования о допуске к педагогической деятельности лиц, имеющих специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующему профилю.
Что касается профтехколледжей, то в Тайпакском и Акжаикском районах полностью не использовался потенциал типовых зданий с проектной мощностью на 300 мест, оснащенных мастерскими, новой сельскохозяйственной техникой, спортивными залами и общежитием для студентов. Из 26-ти имеющихся лицензий образовательная деятельность велась только по 4-м специальностям, что является результатом недостаточной разъяснительной работы среди школьников, безработных и неквалифицированной молодежи села.
Кстати, в 2018 году департамент запланирован проведение госаттестации в 177 организациях образований, но согласно приказу министерства образования и науки РК она была перенесена на 2019 год. По итогам выборочных проверок, проведенных в первом полугодии этого года, нарушения были выявлены в 79-ти (95,2%) из 83 учебных заведений (2 колледжа, 60 школ, 17 детсадов). Департаментом по контролю в сфере образования было возбуждено 95 административных дел, 71 должностное лицо и 24 юридических привлечены к административному взысканию. Для устранения выявленных нарушений были выданы 79 предписаний.
Кроме того, в этом году проводился мониторинг за качеством обучения путем внешней оценки учебных достижений (ВОУД). В городских школах и близлежащих районах (охват 20%) ученики сдавали комплексное тестирование. Итоги внешней оценки учебных достижений по всем предметам, особенно естественно-математического цикла, показали низкий уровень знаний учащихся. Средний балл в 4-х классах составил всего 19,2 из 30 максимальных, в 9-х – 34,5 из 75 и в 11-х – 60,6 из 100.
Галина КАРЕНСКИХ