Сотни фур в последние несколько дней томятся на пограничном посту «Сырым» в ожидании пересечения границы. Причину резкого снижения пропускной способности поста водители видят во введении так называемого экспортного контроля, проводимого сотрудниками органов госдоходов.
В понедельник, 29 октября, водители большегрузов, застрявших на посту «Сырым», пожаловались журналистам на многочасовое ожидание погранконтроля. Фуры на несколько километров растянулись по обе стороны поста. По словам водителей, налоговики с недавних пор стали проверять у них документы на груз, в результате чего скорость прохождения границы существенно снизилась.
В тот же день в областном маслихате было созвано срочное совещание с представителями всех заинтересованных структур. Как пояснил руководитель департамента госдоходов ЗКО Алмас Абжаппаров, их сотрудники теперь проверяют накладные на груз, так как на днях вступил в силу совместный приказ министерства финансов и пограничной службы страны «О мониторинге товаров и грузов в рамках ЕАЭС». Однако главный налоговик области выразил мнение, что данная процедура, именуемая экспортным контролем, не могла вызвать такое столпотворение на казахстанско-российской границе.
— Мы сканируем документы на груз, которые нам приносят пограничники, контакта с водителями у нас нет. Все это занимает полторы-две минуты. Возможно, увеличение потока машин связано с сезонностью или еще какими-то проблемами. Экспортный контроль осуществляется на шести пограничных пунктах пропуска, однако проблемы возникли только на посту «Сырым», — отметил глава ДГД.
— За неделю с 22 по 28 октября через пост прошло на 500 большегрузов меньше, чем за предыдущую неделю, — признал проблему заместитель командира воинской части 2029 ПС КНБ РК Нурлан Сукпусунов. – Однако хочу пояснить, что если в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств, требующих дополнительного досмотра либо осмотра грузов, предусмотрены отдельные алгоритмы путем вывода транспортного средства из общего грузопотока и работы непосредственно с этим грузом. Это на общий поток и какие-то задержки не влияет.
В итоге участники совещания решили в течение ближайших дней выработать рекомендации и предложения по упрощению мониторинга грузов на границе и отправить их в центральные аппараты своих ведомств, чтобы, как они выразились, «граждане и бизнесмены не страдали».
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО