Поменять КСК на объединения собственников имущества (ОСИ) и сделать так, чтобы каждое ОСИ обслуживало только один дом, обязать владельцев объектов бизнеса в жилых домах перечислять средства на их капитальный ремонт и дать акиматам право выделять деньги на ремонт фасадов и крыш многоэтажек – это лишь часть новшеств законопроекта, направленного на совершенствование сферы ЖКХ, который был на минувшей неделе презентован в правительстве.
Как было заявлено, на сегодняшний день в деятельности нынешних КСК имеются пробелы в части открытости и прозрачности, что вызывает у большинства населения неудовлетворенность качеством обслуживания многоквартирных жилых домов. В связи с этим предложено создание новой формы в виде объединения собственников имущества (ОСИ) по принципу «один дом — одно объединение».
По словам вице-министра по инвестициям и развитию Каирбека Ускенбаева, отказ от КСК связан с их низкоэффективной деятельностью.
— Одномоментное создание новых органов управления не ожидается, так как в переходном положении законопроекта предусматривается срок до полугода для перерегистрации действующих форм управления в объединение собственников имущества. Поскольку будет утверждаться Типовой устав ОСИ, не будет необходимости представлять устав в регистрирующий орган, что дает возможность упростить и ускорить процедуры регистрации ОСИ. Более того, кооперативы собственников квартир могут продолжить свою деятельность как управляющие или сервисные компании, но уже на основании договоров с собственниками квартир и нежилых помещений, — отметил Ускенбаев.
Законопроектом, ко всему прочему, предлагается решить актуальную для большинства городов страны проблему старых лифтов.
Предусмотрено наделение местных исполнительных органов дополнительными полномочиями, связанными с ремонтом и заменой лифтов из средств местного бюджета на возвратной основе с последующей компенсацией затрат участниками ОСИ. Простыми словами, акиматы могут ремонтировать и производить замену лифтов, но ОСИ обязаны будут впоследствии в рассрочку возместить потраченные властями средства.
Каирбек Ускенбаев разъяснил газете «Время» некоторые детали законопроекта о ЖКХ.
— В действующем законе прописано, что жильцы платят текущие эксплуатационные расходы и вносят 0,02-кратного МРП в расчете на один квадратный метр полезной жилплощади на капитальный ремонт дома. Это накопительные средства. Проблема в том, что они исчезают в общем объеме денег, тратятся не по назначению. Теперь же электронная система будет четко это отслеживать. Председатель ОСИ не сможет тратить эти деньги на текущие нужды, потому что система будет это блокировать.
Также Ускенбаев отметил, что владельцы офисов, магазинов и других объектов бизнеса на первых этажах жилых домов будут нести такую же ответственность за общедомовую территорию, как и собственники квартир, и перечислять деньги в банк на капитальный ремонт дома.
Изменятся также правила голосования при принятии решений, касающихся многоквартирного дома. Сейчас схема такова – одна квартира – один голос.
— Согласно законопроекту, у кого больше жилплощадь, у того будет пропорционально больше голосов, — пояснил вице-министр.
Также законопроектом предусмотрено проведение собраний жильцов в электронном формате – в единой информационной системе путем голосования по тому или иному вопросу. Наряду с этим разработано мобильное приложение, через которое жильцы могут не только следить за деятельностью ОСИ, но и даже видеть показания общедомовых и индивидуальных приборов учета тепла и воды.
И еще одна немаловажная норма нового законопроекта – местные исполнительные органы наделяются правом выделять средства на ремонт фасадов и крыш многоквартирных домов.
— Сейчас такой возможности у акиматов нет, только жильцы за свой счет должны ремонтировать свой дом. Если же чиновники выделят на эти цели бюджетные средства, у правоохранительных органов могут к ним возникнуть вопросы. Если же мы этот закон примем, я думаю, уже через год дома в наших областных центрах преобразятся, — заключил Ускенбаев.
Мнение экспертов
Шакир СУХАНБЕРДИН, юрист:
— Эта «реформа» — видимость бурной инновационной деятельности. На самом деле речь должна идти не о качестве работы КСК, а о совокупности мер, позволяющих людям реально контролировать деятельность кооперативов — этих мер нет до сих пор… К сожалению, не сложилась правильная судебная практика, Верховный суд тоже остался безучастным в этом деле и ни разу не выступил с обобщением судебной практики. Сами судьи не могут отличить статус общего собрания КСК от дворового собрания, которое не является органом КСК — отсюда многочисленные судебные ошибки и отказы в защите нарушенных прав собственников квартир. Суды безграмотны в вопросах взаимоотношений жильцов с КСК, нет знаний и понимания существа правоотношений. Я как-то весной был на встрече в областном суде (приглашали по линии защиты прав потребителей) и там об этом говорил.
Один дом — один КСК (ОСИ) — полная чушь, поскольку это экономически не рентабельно, надо делать один КСК — один квартал. Всегда выгодно содержать сотрудников на несколько домов, находящихся рядом — в одном квартале, чем, к примеру, КСК находится на ул. Алмазова, а дома у него по всему городу. К тому же ОСИ, обслуживающее один дом, не потянет ни должную зарплату слесарям и другим сотрудникам, ни запчасти, ни другие расходы.
Предполагаемые изменения – это полумеры, поскольку не учитывают реальной картины и практики. Многое из того, что прописано — уже есть, но это пытаются выдать за новое.
Думаю, новый закон требует доработки и хорошей разборки по косточкам судебным сообществом.
Татьяна РОТОЧКОВА, председатель АПКСК «Коммунальник»:
— О какой схеме «один КСК – один дом» может идти речь, если мы годами не можем выбрать старшего по дому, так как никто не хочет брать на себя эту ответственность? Да и потом, эта схема и сейчас есть: каждый дом может отделиться, открыть счет и работать сам на себя. Но никто не хочет. Денег не хватает на зарплаты, долги большие, у некоторых КСК даже счета не открыты, они в налоговых органах не зарегистрированы, старший по дому просто ведет хозяйство, и все. Собственники даже не знают, что у них есть обязанности, они говорят: «Мы платим, и все остальное нас не касается», состояние кровли, подвалов их не интересует, пока что-нибудь не случится. Как они будут самостоятельно работать? Старшим по дому должен быть специалист с соответствующим образованием, а если им будет какой-нибудь пенсионер (а больше некому, так как у работающих людей просто не будет времени исполнять эти обязанности), он даже в силу возраста на крышу не сможет забраться, чтобы посмотреть ее состояние.
Говорят, что КСК не оправдали надежд, много критики на нас. Я скажу так, всю картину портят те КСК, где председатели не разбираются в сфере ЖКХ, где нет своего штата, специалистов, от них страдают добросовестные кооперативы. Вот такие КСК, где нет ничего, надо ломать, менять, реорганизовывать, а не подгонять всех под одну гребенку.
Закон сырой и недоработанный, такое ощущение, что наверху хотят окончательно развалить жилой фонд. Вы придите, проблемы КСК узнайте, посмотрите на наши «болячки» изнутри, прежде чем что-то менять. А то постоянно КСК виноваты, мы плохие, ничего не делаем, только деньги собираем, а разобраться в нашей деятельности, помочь никто не хочет. Некоторые жильцы говорят: «Да когда вас разгонят?» Разогнать можно, возможно, скоро так и будет, но станет ли легче жителям домов от этого…
Петр СВОИК, партийный деятель, публицист:
— Как создать эффективное управление в каждом доме? Не сомневаюсь, что подобные правила проведения собраний и вообще функционирования КСК/ОСИ должны быть прописаны в профильном законе. Понятно, как сделать до сих пор не приватизированное общедомовое имущество собственностью самих жильцов – общим решением передать подъезды, чердаки, подвалы и всю придомовую территорию в собственность их объединения.
Теперь насчет прозрачности взаимодействия между собственниками жилья (в лице подомовых КСК/ОСИ) и обслуживающими компаниями. Вторые, извините, должны создавать акиматы. В частной форме (на страх и риск берущихся за такое дело предпринимателей) или в формате государственно-частного партнерства, или на базе наиболее успешных многодомных КСК – варианты есть, но именно при участии местных властей и под их ответственностью. Нельзя шутить с управлением жилым фондом. Управляющие компании следует создавать не стихийно, а с продуманной городской нарезкой, чтобы они кроме домов, содержали в порядке и закреплённые за ними микрорайоны.
Все это обсуждалось и раньше, к примеру, акимы Алматы и Астаны Бауыржан Байбек и Асет Исекешев сразу после своих назначений обещали навести порядок в системе КСК, вывести нерадивых и жуликоватых председателей кооперативов на чистую воду, общественные советы этих городов резво было взялись за это дело, но… Это же надо менять мало работоспособную, но устоявшуюся систему, брать на себя ответственность! Боюсь, как бы исполнители и на этот раз (33-й или 66-й по счету) не подвели президента – понарисуют в законопроекте разные схемы и второстепенные «улучшения».
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО