Прокуратура ЗКО в последнее время демонстрирует практическую полную закрытость от СМИ, изредка «выстреливая» короткими сообщениями о результатах тех или иных проверок. Если гора не идет к Магомеду, нужно самому сделать первый шаг, подумали корреспонденты «Н» и отправили прокурорам большой письменный запрос, где постарались охватить все наиболее серьезные направления их деятельности. Сказать, что мы остались удовлетворены ответом надзорного органа – не сказать ничего. Такое ощущение, что прокуратура просто решила отмахнуться от журналистов, как от назойливой мухи, мешающей своим неуместным любопытством строго и четко контролировать соблюдение законности в регионе. Впрочем, судите сами.
В первую очередь «Н» поинтересовалась успехами и достижениями прокуратуры по различным направлениям за истекшее полугодие. В частности, мы хотели узнать следующее:
— Проводились ли в этот период проверки соблюдения законодательства в сфере здравоохранения (особенно по линии обеспечения больных бесплатными жизненно необходимыми лекарствами), образования и жилищно-коммунального хозяйства (распределение жилья среди очередников), в сфере соблюдения трудовых прав граждан? Если проводились, то каковы результаты данных проверок: какие нарушения в каких учреждениях и организациях обнаружены, кто привлечен к ответственности?
Кроме того, «Н» поинтересовалась соблюдением законности при реализации государственных программ «Нурлы жол» и «Нурлы жер». Для наглядности мы попросили привести конкретные примеры.
Однако то ли прокуратура таких проверок не проводила, то ли просто не захотела обнародовать эти данные.
На все вышеуказанные вопросы надзорный орган выдал такую информацию:
«В первом полугодии 2018 года прокуроры защитили конституционные права 1707 граждан. 276 инвалидам возвращены 580 тыс. тенге за налоги. В пользу более 1 тыс. граждан взыскано 40 млн тенге пенсионных отчислений.
В 2-х организациях здравоохранения пресечены факты завышения стоимости
государственных услуг при выдаче справок о диспансерных учетах.
На постоянном контроле вопросы защиты прав несовершеннолетних. В 16 дошкольных учреждениях приведены в соответствие нормы питания трех тысяч детей.
В сфере трудового законодательства по инициативе прокуроров в пользу
работников пересмотрены трудовые договоры в 4-х крупных предприятиях».
Как видим, спрашивали мы об одном, а ответили нам про другое. Это, как если бы покупатель решил узнать в магазине стоимость хлеба, а услышал бы от продавца: «Килограмм лука – 80 тенге».
Ни слова в прокурорском ответе не было сказано на наш вопрос о том, какая работа ведется по обращениям предпринимателей, которые уже не первый год жалуются на проблемы, возникающие по поводу предоставления земельных участков под бизнес (волокита, отказы, отсутствие прозрачности и так далее). Какие меры приняты по этим обращениям, какая конкретная помощь оказана предпринимателям, кто привлечен к ответственности – все эти вопросы так и повисли в воздухе.
Еще «Н» просила прокуроров сообщить, поступают ли к ним жалобы и обращения от сотрудников сферы образования, в частности, насчет принудительного участия в субботниках, других мероприятиях, не входящих в круг их обязанностей, и по поводу принудительной подписки на государственные СМИ. Этот вопрос был также полностью проигнорирован.
Наиболее обстоятельный ответ «Н» получила лишь на вопрос о деятельности прокуратуры в сфере защиты окружающей среды.
«Проведена проверка соблюдения законности при организации и осуществлении деятельности по сбору, вывозу, утилизации, переработке и захоронению твердо-бытовых отходов (ТБО). Установлено, что состояние данной работы находится на ненадлежащем уровне. Допускались факты складирования отходов без соблюдений особых условий. В виду ненадлежащей работы местных исполнительных органов образовались стихийные
свалки. Полигоны в городах Уральск и Аксай не соответствовали предъявляемым
требованиям. В настоящее время по актам органов прокуратуры местными исполнительными органами принимаются меры по устранению выявленных нарушений. Стихийные свалки, выявленные в городе Уральск, ликвидированы. Ведется работа в районах области» — пояснили в надзорном органе.
Но и здесь прокуратура обошлась лишь информацией, касающейся проблем с вывозом и утилизацией ТБО, хотя «Н» еще дополнительно спрашивала о мерах по борьбе с браконьерами и загрязнением водоемов, в том числе сливом в них различных опасных отходов и нечистот.
Отдельным блоком в редакционном запросе значилось выяснение ситуации с правами осужденных. В частности, нас интересовало, сколько жалоб и обращений от них поступило, на что жаловались осужденные, какой процент жалоб подтвердился, какие меры прокурорского реагирования были приняты по этим жалобам. Попутно «Н» решила выяснить, сколько человек подпадают под освобождение из мест лишения свободы по ЗКО в связи с новым законом о гуманизации уголовной политики.
— По каким статьям в основной своей массе они отбывают наказание и из каких конкретно учреждений будут освобождены? – задали мы вопрос.
«В пенитенциарных и специальных учреждениях области проведено 6 проверок, выявлено 48 нарушений. В целях их устранения внесено 10 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 37 должностных лиц.
Проверена законность 153 взысканий и 308 поощрений, по мерам прокурорского надзора отменено 25 взысканий и 23 поощрения. Поступило 124 обращения осужденных, из которых удовлетворено 2. Большое количество жалоб поступают на отказ в применении условно-досрочного освобождения и на замену наказания на более мягкий вид» — последовал опять-таки лишенный полноты ответ.
По поводу нарушений и преступлений со стороны сотрудников полиции прокуратура ограничилась сообщением о том, что «в органах уголовного преследования выявлено и постановлено на дополнительный учет 22 укрытых уголовных правонарушения, по внесенным актам надзора к дисциплинарной ответственности привлечен 21 сотрудник полиции». И снова никаких данных о том, сколько жалоб в течение первого полугодия 2018 года поступило от граждан на действия (бездействие) полицейских. И ни одного конкретного примера.
Наконец, «вишенкой на торте» стал ответ надзорного органа на наш вопрос о причинах резкого ухудшения взаимодействия со СМИ.
— В последнее время органы прокуратуры ЗКО перестали давать информацию СМИ и проводить различные брифинги и пресс-конференции, хотя раньше подобное происходило довольно часто. Более того, ДВД ЗКО отказывается давать журналистам информацию без ее согласования с органами прокуратуры. С чем связана такая закрытость и почему органы прокуратуры ЗКО так резко изменили свое отношение к СМИ, практически перестав с ними сотрудничать? – спросила «Н» блюстителей правопорядка.
Ответ прокуратуры получился весьма «развернутым» и «исчерпывающим»:
«За указанный период от правоохранительных органов поступило 25 писем о
согласовании текстов в порядке ст. 201 Уголовно-процессуального Кодекса 46
информационных сообщений, из них по 2 отказано в согласовании.
Кроме того, на веб-сайте прокуратуры области размещены 6 инициативных
информационных сообщений».
Как говорится, без комментариев…
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО