В любом гражданском обществе есть законопослушные граждане, и есть лица, преступающие нормы уголовного закона. Разница между последними в том, что одни совершают преступление преднамеренно, готовятся к нему; другие же – ввиду сложившихся обстоятельств. Но у каждого человека есть выбор – исправиться и стать законопослушным членом общества либо продолжать жить в соответствии со своими правилами и установками, противоречащими требованиям административного и уголовного законодательства. Вместе с тем, нынешняя правовая политика государства придерживается гуманизма в вопросах назначения уголовного наказания, именно поэтому разработаны меры, альтернативные лишению свободы, и перед судами поставлена задача их широкого применения. Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы также предусмотрена возможность для осужденных стать законопослушными членами нашего общества, и выражена она в оказании содействия в их трудоустройстве, в получении рабочей или технической специальности. Ключевая роль в задаче по исправлению осужденных, безусловно, отведена Службе пробации Комитета уголовно-исполнительной системы (региональных департаментов, как его территориальных подразделений).
Необходимо сразу обозначить контингент осужденных, с кем работают инспектора Службы пробации. В частности: лица, кому судом назначено условное осуждение (испытательный срок, в течение которого осужденный должен доказать свое исправление); находящиеся под ограничением свободы; к кому применена отсрочка наказания (беременные и женщины, имеющие малолетних детей; мужчины, в одиночку воспитывающие малолетних детей); лишенные права занимать определенные должности или заниматься определенной должностью. Подучетными службы пробации являются также осужденные к общественным работам, исправительным работам; лица, кому неотбытая часть наказания в исправительной колонии заменена на ограничение свободы.
По данным отдела Службы пробации областного департамента уголовно-исполнительной системы, на сегодняшний день их подучетными является 1602 жителя области, из которых 140 — женщины, 8 – несовершеннолетних. За минувшее полугодие через Центры занятости населения трудоустроено 186 человек; 787 осужденных нашли работу самостоятельно.
Несмотря на то, что органами исполнительной власти совместно с другими госорганами, вовлеченными в работу по организации трудозанятости населения, активно ведется разъяснительная деятельность по недопущению работодателями дискриминации в отношении лиц, имеющих судимость, факты отказа в приеме на работу таких лиц продолжают допускаться. В этом году в приеме на работу по причине наличия судимости было отказано 9 подучетным Службы пробации.
Говоря о мерах государственной поддержки данной категории граждан, нужно отметить, что при постановке лица на учет в Службу пробации ему сразу же оказывается психологическая помощь, а лицам, вернувшимся из мест лишения свободы, выплачивается единовременная материальная помощь (в этом году она составляет 25 тысяч тенге).
Кроме того, инспектора службы пробации при необходимости содействуют в восстановлении документов, и в целом способствуют разрешению проблем, препятствующих эффективной социализации обсужденного.
Как считает сотрудница службы пробации г.Уральска (старший инспектор) Алмагуль Дуйсалиева, чей стаж работы с осужденными составляет 14 лет, для того, чтобы достичь положительных результатов в работе по исправлению их подопечных, необходимо, прежде всего, добиться их расположения. Именно поэтому законодательно определен месячный срок для того, чтобы инспектор службы пробации смог наладить контакт с подопечным, лучше узнал его характер, предрасположенности, изучил условия проживания и близкое окружение подучетного, внутрисемейные взаимоотношения.
Если осужденный получил наказание, не связанное с изоляцией его от общества, то суд дает ему месяц на трудоустройство. В случаях, когда самостоятельные поиски работы оказываются безрезультативными, инспектор службы пробации сопровождает подучетного в Центр занятости населения, где лицу предлагаются имеющиеся вакансии. Выбрав подходящую работу, претендент получает направление от Центра занятости, которое в последующем предъявляется работодателю.
Также безработным разъясняются возможности получения профессионального образования в рамках реализации Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек».
По словам А.Дуйсалиевой, на ее участке (обслуживает она район «Ремзавод») 72 подучетных, и на сегодняшний день все они трудозаняты. Возраст подучетных – 20-35 лет, среди них две девушки. Кстати, одна их них – 25-летняя Алена – нашла работу при непосредственном участии своего инспектора.
Молодая женщина была осуждена в октябре прошлого года за нанесение тяжких телесных повреждений своему сожителю. Мужчина на протяжении двух лет издевался над гражданской супругой, и однажды женщина, не выдержав побоев, схватилась за нож…
Суд назначил Алене ограничение свободы сроком на три года, и вот уже на протяжении восьми месяцев она отмечается в службе пробации. Осужденная очень довольна своим инспектором Алмагуль Иманбаевной, ведь эта сотрудница всегда внимательна к ее проблемам.
— Инспектор Дуйсалиева помогла мне восстановить мое свидетельство о рождении, получить удостоверение личности, устроила на работу в ИП «Алибеков». Всегда поинтересуется здоровьем моей бабушки, как продвигаются мои дела, да и вообще, отношение ее к своим подучетным такое, как к родным людям,- рассказала Алена.
От сотрудницы Службы пробации она узнала о Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства и теперь в ближайших планах Алены -обучиться профессии. Поскольку девушке нравится готовить, думает выбрать профессию повара.
Алена очень благодарна государству за то, что впервые осужденным дают шанс исправиться в привычных условиях, помогают с трудоустройством, с получением специальности.
— Таким образом, нам оказывается большое доверие, а это, в свою очередь, способствует укреплению веры в себя, и, одновременно, повышает ответственность перед обществом, — рассуждает моя собеседница.
Другой подучетный Алмагуль Дуйсалиевой – 30-летний Сабит – также очень тепло отзывается о своем инспекторе, ведь благодаря ее участию он тоже нашел работу.
Как и в случае с девушкой, Алмагуль Иманбаевна ходатайствовала о нем перед ИП «Алибеков», и предприниматель, прислушавшись к рекомендациям сотрудницы Службы пробации, заключил с мужчиной трудовое соглашение.
В отличие от Алены Сабит познал трудности жизни в неволе, но ввиду хорошего поведения не отбытую часть наказания в исправительной колонии ему заменили на ограничение свободы. Освободился мужчина в январе прошлого года, пытался самостоятельно устроиться на работу, но зачастую работодатели отказывали в трудоустройстве, ссылаясь на наличие у него судимости.
Притом, что по специальности Сабит автомеханик, позволить себе выбор мужчина не мог, ведь на его иждивении супруга и трое дочерей (6 лет, 3 года, 11 месяцев). Отец малолетних детей пытался ухватиться за любую физическую работу, в том числе связанную со сферой строительства. Однажды, как ему показалось, удача улыбнулась Сабиту и он устроился на стройку. Однако позже выяснилось, что своевременная оплата труда рабочим в планы работодателя не входило, а потому мужчине пришлось уволиться.
Тогда он и обратился за помощью в своему инспектору А.Дуйсалиевой, и сотрудница Службы пробации направила его к руководителю ИП «Альбеков» — Насангалиеву Асылбеку Алибековичу. Предприниматель принял Сабита подсобным рабочим, и хотя мужчина сейчас проходит испытательный срок, уже зарекомендовал себя ответственным работником.
Я решила созвониться с этим бизнесменом, чтобы задать ему главный вопрос: — «Как часто он идет навстречу просьбам инспекторов Службы пробации, и не подводили ли его лица, за кого просили сотрудники уголовно-исполнительной системы?»
— Меня, довольно-таки часто, просят инспектора Службы пробации о трудоустройстве своих подучетных, и, прислушиваясь к их рекомендациям, я принимаю их подопечных на работу. Но, конечно же, предварительно проведя с кандидатом собеседование. К счастью, сожалеть о трудоустройстве лиц, находящихся под пробационным контролем, мне еще не приходилось: люди оправдывали оказанное им доверие.
Мое мнение такое: каждый может совершить ошибку, но если человек решил встать на путь исправления, общество не должно от него отворачиваться, нужно дать ему шанс, — считает предприниматель.
Аналогичное мнение и у Алмагуль Дуйсалиевой, за плечами у которой опыт работы не только с осужденными, отбывающими наказание, не связанное с лишением свободы, но и с заключенными исправительного учреждения РУ-170/2. В свои 38 лет она знает, как вселить уверенность в завтрашнем дне в человека, содержащегося за колючей проволокой, ведь в начале своей карьеры она работала именно с данной категорией осужденных.
На вопрос о том, приходилось ли сталкиваться с непочтительным отношением со стороны осужденных, в частности касательно ее половой принадлежности, Алмагуль Иманбаевна ответила, что ни заключенные, ни ее подучетные никогда не проявляли неуважительного отношения к ней, как к женщине.
— Нужно, прежде всего, видеть в осужденном человека, убедить его в том, что ошибку, которую он совершил, можно исправить и никогда к ней не возвращаться. К каждому подопечному у меня индивидуальный подход, в нашей работе важно быть хорошим психологом, — считает А.Дуйсалиева.
Старший инспектор службы пробации Махамбет Джалмешев, обслуживающий район «2-ой рабочий поселок», работает в данном подразделении чуть меньше – 8 лет, но его подучетные также видят в нем доброго наставника.
Так, 23-летний Евгений, который после отбытия ½ части наказания в исправительной колонии, сейчас находится под ограничением свободы, и, по словам парня, Махамбет Сагатович помог ему решить вопрос с пропиской, а самое главное – с трудоустройством. Работает Евгений в ИП «Раев» разнорабочим, и хотя его заработная плата небольшая, парень дорожит работой, ведь трудозанятость – это путь к исправлению.
40-летняя Гульмира была осуждена за мошенничество, и хотя это была ее первая судимость, с учетом тяжести преступления женщину приговорили к лишению свободы. После 10 месяцев заключения в исправительном учреждении к ней было применено ограничение свободы. По состоянию здоровья (имеет 2 группу инвалидности по зрению) работать пока не может, но обязанность регулярно отмечаться в Службе пробации Гульмира не нарушает.
На вопрос о том, в решении каких вопросов ей помог Махамбет Сагатович, женщина ответила, что ей предстоит выезд с сыном за пределы области, а для этого требуется разрешение инспектора Службы пробации. Джалмешев не только дал свое согласие на ее выезд, но и помогает в оформлении необходимых документов.
И Евгений, и Гульмира благодарны своему инспектору за его человечность, отмечая также как и Алена и Сабит, что доброе отношение сотрудников Службы пробации к своим подучетным вселяет в них большую уверенность в себя.
Я же про себя подумала: а ведь действительно, осужденным в период их адаптации необходима поддержка именно близких людей. И поскольку на инспекторов Службы пробации государством возложена ответственная задача – способствовать исправлению вверенных им людей – эти сотрудники должны стать для своих подучетных не надзирателем, а, прежде всего, другом. То есть, человеком, перед которым не страшно открыться, попросить о помощи.
На вопрос о том, приходилось ли вести переговоры с работодателями на предмет трудоустройства своих подучетных, М.Джалмешев ответил, что, действительно, человеку нередко отказывают в принятии на работу по причине имеющейся у него судимости. В таких ситуациях инспектор Службы пробации встречается с работодателем, рассказывает об обстоятельствах совершения подучетным преступления, дает характеристику личности своего подопечного, убеждает работодателя в том, что человек хочет исправиться и необходимо дать ему шанс. Зачастую руководители предприятия входят в положение и трудоустраивают осужденного.
На участке Махамбета Сагатовича 143 подучетных Службы пробации, 17 из которых – женщины (в основном представительницы слабого пола осуждены за мошенничество, кражи, наркопреступления). Самому старшему подопечному Джалмешева – 67 лет, самому младшему – 17.
Из общего количества его подучетных вовлечены в трудовую деятельность лишь 70 %. Однако, как отметил сотрудник уголовно-исполнительной системы, тунеядство не может являться основанием для замены ограничения свободы на лишение свободы. Поводом для ходатайства Службой пробации перед судом о применении к осужденному более сурового наказания, может послужить совершение подучетным преступления либо повторного административного правонарушения.
— Замена ограничения свободы на лишение свободы – это крайняя мера, когда понимаешь, что исправление человека вне его изоляции от общества невозможно, — разъясняет инспектор Службы пробации.
В этом году, по инициативе М.Джалмешева, троим его подучетным ограничение свободы было заменено на суровое наказание в виде лишения свободы.
В рамках подготовки материала, я побеседовала с пятью подопечными Службы пробации, спросив конкретно у каждого – «считаете ли Вы поддержку со стороны государства эффективной либо есть необходимость в расширении мер социальной помощи для лиц, отбывающих уголовное наказание вне изоляции от общества?»
Четверо ответили, что государством предусмотрены все меры, необходимые для скорейшей адаптации и социализации осужденных в обществе, и только один из опрошенных – 29-летний Игорь – предложил внести небольшие коррективы:
— Думаю, стоит увеличить кратность выплаты материальной помощи, оказываемой лицам, освободившимся из мест лишения свободы, хотя бы до трех месяцев. На мой взгляд, это позволит сделать качественный выбор из имеющихся вакансий, тогда как в месячный срок возможности выбора сужаются. В результате, это приводит к тому, что человек хватается за любую работу, а вскоре по какой-то причине вынужден уволиться и подыскивать себе новую. Конечно, есть вероятность, что некоторые осужденные злоупотребят этой материальной поддержкой и будут искусственно затягивать с трудоустройством, но большая часть, на мой взгляд, ответственно подойдет к поиску работы и будет стремиться найти стабильную работу, где его устроят условия труда и оплата.
На мой взгляд, парень рассуждает объективно, и кто знает, возможно, его предложение станет поводом для обсуждения, так сказать «в верхах». Но самое главное, на примере беседы с вышеназванными подучетными Службы пробации, мы видим, что осужденные, кому государство дало возможность исправиться вне изоляции от общества, правильно понимая государственную политику, стремятся к исправлению.
И, наконец, нельзя не упомянуть о значении роли общества в вопросе исправления наших сограждан, однажды преступивших черту Закона. Если суд от имени государства дал человеку шанс на исправление в привычных для него условиях, то и нам – обычным гражданам – нужно проявить человеческое участие в меру своих возможностей. Примером тому руководитель ИП «Алибеков», который оценивает человека не по его прошлым ошибкам, а по поступкам в настоящем, стремлении начать жизнь «с чистого листа»…
Саида ТУЛЕГЕНОВА