Уральск – очень удобный для велотранспорта город. Повсюду практически ровный ландшафт, расстояния между нужными местами небольшие, улицы не так перенаселены. Вот только не хочет наш человек на него пересаживаться. Причин много. В диапазоне от ментального отсутствия экологической культуры до неготовности местной транспортной инфраструктуры, почти исключающей велосипедиста как участника дорожного движения. О велодорожках и мечтать не приходится. Все это приводит к тому, что с каждым годом становится все больше автомобильных «пробок», а с начала лета в городе насмерть сбили уже трех велосипедистов.
Прагматичные причины пересесть
Существенные преимущества велосипеда перед авто в Уральске заметнее всего в летнюю жару. Особенно, когда город перекопан на ремонт инженерных коммуникаций и дорог. С ветерком пролетаешь мимо озлобленных лиц водителей, которым приходится объезжать за несколько кварталов, а то и микрорайонов, чтобы добраться до цели. А если на каком-нибудь узловом путепроводе случается даже небольшое ДТП, так город и вовсе, что называется, «встает». Как это было, например, в минувший понедельник, когда авария на омеговском мосту заблокировала движение на длительное время. Ладно, если человек просто катается на машине, но что делать каретам скорой помощи, пожарным или полиции, спешащим на экстренные вызовы. Ничего! Остается просто стоять и ждать в общей веренице авто или делать круг через Зачаганск, теряя драгоценное время и тратя бензин. Велосипед же проедет там, где другому транспорту и не снилось.
Плюс ко всему на «велике» прохладно даже в сильную жару. Сочувствуешь, когда видишь набитых в раскаленных автобусах горожан, которые мучаются в этих «духовках». Обмороки, тошнота и неприятный запах — частые попутчики в общественном транспорте. И за все эти «прелести» нужно еще платить.
Материальные преимуществах велосипеда очевидны. О пользе же велотранспорта для природы и здоровья самого велосипедиста «Н» подробно рассказывала в материале «Крути педали» в № 35 от 31.08.2016 года. Но, к сожалению, это как с ситуацией с каким-нибудь полезным овощем, о котором все знают, что он полезен, но мало кто употребляет в пищу.
Кратковременная любовь
Последние несколько лет местные власти хоть и слабо, но пропагандируют велосипедный спорт и туризм. В городе с расчетом на увеличение количества «велолюбителей» появились доселе невиданные, но зачастую пустующие велопарковки и велодорожка в парке культуры и отдыха протяженностью всего 2,7 км.. Первые установлены в основном у тех госучреждений, чьи обитатели редко садятся на велосипеды, а велотрек в парке – по-прежнему для горожан больше выходное хобби и аттракцион, чем повседневное место катания.
Между тем, было бы замечательно и даже круто каждый выходной день, например, воскресенье, в Уральске посвящать строго велосипеду. Представьте, что каждые выходные город будет отдыхать от машин, не будет шума, пыли и выхлопных газов. Вы прогуливаетесь с детьми, а по улицам только велосипедисты гоняют. Из машин только экстренные службы и общественный транспорт. Лепота! Это ведь не нечто фантастическое, а вполне реальный проект. И, между прочим, так уже делают у соседей – не нужно за примером далеко в Европу ехать. Альметьевск – город в Татарстане с населением в 160 тысяч человек власти за три года превратили чуть ли не в велокурорт, полностью адаптировав транспортную инфраструктуру под велосипед. Горожане массово пересели на двухколесный транспорт. На улицах много велосипедистов даже зимой, соответственно, намного уменьшилось количество авто. Велосипедистов стало настолько много, что, судя по всему, властям города скоро придется расширять велодорожки.
У нас пока любовь к велосипеду власти и сами горожане проявляют крайне редко — перекрывают несколько центральных и объездных улиц ради пары показательных велопробегов с участием чиновников. Есть в этом что-то искусственное и напускное. Вопросы отпадают, если учесть, что в Генплане Уральска вообще не предусмотрены велодорожки. А это значит, что велосипедист в городе по-прежнему будет на птичьих правах. И по тротуару ездить нельзя, и по дороге опасно.
Правила велосепедиста
Езда на велосипеде – это не только удовольствие, здоровье и польза для экологии. Но и большой риск и ответственность. Поэтому крайне важно соблюдать ПДД на дорогах, где велосипедист зачастую сам нарушает правила или становится объектом дискриминации со стороны водителей.
Велосипедисту запрещено:
— ездить в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения;
— бросать мусор;
— двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам;
— разговаривать по мобильному телефону во время движения;
— ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
— двигаться по автомагистралям;
— перевозить пассажиров (кроме ребенка в возрасте до семи лет, на специальном сиденье) и габаритный груз (выступающий более чем на 0,5 метра);
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Согласно ПДД РК, велосипедисты должны двигаться по улицам населенных пунктов и дорогам только по крайней правой полосе в один ряд как можно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Важно различать обочину дороги и тротуар, так как велосипедисту запрещено движение по тротуару. Велосипедист должен ездить только по дороге. При необходимости поворота налево следует спешиться и перейти дорогу в положенном месте как пешеход.
На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и водители прочих транспортных средств, должны уступать дорогу пешеходам. Велосипедистам не разрешается пересекать дорогу по пешеходному переходу, равно как и разворачиваться на пешеходном переходе; в этом случае нужно спешиться и перейти дорогу как пешеход.
Перед началом выполнения маневра необходимо убедиться, что маневр не создаст помех другим участникам дорожного движения и будет безопасным для самого велосипедиста. Важно научиться оборачиваться на ходу, сохраняя равновесие и управление велосипедом. Для обозначения маневра предусмотрены сигналы: — поворот или перестроение направо — вытянутая правая рука; — поворот или перестроение налево — вытянутая левая рука. Подача сигнала рукой должна производиться заблаговременно, до начала выполнения маневра. Обгон или объезд других транспортных средств должен производиться только слева.
Не следует ехать «вплотную» за автомобилем. Машина может резко затормозить, не дав возможности велосипедисту сманеврировать, вызвав столкновение. Кроме того, езда «вплотную» за автомобилем опасна и тем, что велосипедист может не заметить за машиной выбоину в асфальте и упасть под колеса едущему сзади транспорту. Велосипедисту стоит ехать сбоку и соблюдать безопасную дистанцию.
Главным условием безопасного движения является наличие фонарей и светоотражающих элементов. Помимо переднего фонаря, установите задний красный мигающий фонарь, который хорошо виден в темноте. Следует помнить, что самое опасное время — это не абсолютная мгла, а сумерки. При наступлении сумерек необходимо сразу включить фонари. Дополнительные фонари и светоотражающие полоски на одежде повысят вашу безопасность.
Первая и обязательная мера безопасности — шлем. Если вам кажется, что вы нелепо выглядите в нем или вам неудобно, заставьте себя носить его первые несколько дней. Потом привыкнете и поймете, насколько спокойнее ездить в шлеме. Желательно также надевать велосипедные перчатки, которые защитят ваши ладони в случае падения. Велосипедные очки помогут защитить глаза от ветра и встречных насекомых. Одеваться надо исключительно в яркие тона, в одежду со светоотражающими вставками. То же самое относится и к рюкзакам. Велорюкзак должен быть ярким и со светоотражающими вставками или полосами. Сзади на рюкзаке может быть красный фонарик (в добавление, а не на замену основному на велосипеде). Кроме того, одежда не должна содержать свободных, развевающихся по ветру частей, которые могут зацепиться за автомобиль или другие предметы. Велоаптечка и насос помогут вам починить пробитое колесо.
Арман Ахметов,
фото Георгия Семенова
При подготовке
использованы материалы
Tengrinews.kz
и Veloalmaty.kz