АСТАНА. КАЗИНФОРМ — В Генпрокуратуре разъяснили положения проекта Закона о гуманизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства, передает МИА «Казинформ». Генпрокуратурой разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных органов».
Сегодня этот законопроект принят Парламентом и будет внесен на скрепление подписью Президента страны. Основные положения проекта закона направлены на дальнейшую гуманизацию и снижение репрессивности уголовного процесса. Последовательно проводимая комплексная реформа уголовно-правовой системы сместила акценты от карательно-репрессивного и обвинительного уклона к правозащитному направлению.
В Генпрокуратуре отметили, что изменилась криминогенная ситуация. Ежегодно преступность снижается на 7-10%. Благодаря системным мерам сегодня Казахстан в Индексе тюремного населения поднялся на 78 место среди свыше 220 государств. В местах лишения свободы содержится 34 тысячи заключенных против 100 тысяч в начале 90-х годов. Проект закона касается двух направлений. Первое — это укрепление защиты конституционных прав граждан и гуманизация правоохранительной деятельности. В этих целях в Уголовном кодексе внесены поправки в 255 статей, в Уголовно-процессуальном — в 16 и Уголовно-исполнительном кодексе — в 6 статей.
Законом на треть снижается минимальный размер залога, устанавливается его верхний предел по деяниям небольшой и средней тяжести. Органы следствия и суд теперь обязаны рассматривать возможность применения более мягких мер и обосновывать причины, по которым их применение невозможно. Запрещается выделять в отдельное производство уголовного дела в отношении лиц, с которыми заключено процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины. Вводятся общественные работы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, где в качестве одной из мер наказания предусмотрен штраф.
Данная поправка не распространяется на уголовные деяния, повлекшие смерть человека. По 19 составам преступлений суды могут назначать ограничение свободы, в том числе по 11 тяжким составам (кражам, хищениям, мошенничеству, халатности и др.). Более чем в 2 раза снижаются пределы размеров штрафа, а также произведена коррекция срока ареста по проступкам, с соблюдением иерархии санкций административного и уголовного законодательства. По преступлениям против собственности, в сфере экономики и некоторым другим в 2 раза увеличиваются пороги значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба, необходимых для наступления уголовной ответственности. По 36 преступлениям снижается верхний предел лишения свободы.
Снижаются на 5 лет сроки давности привлечения к уголовной ответственности по тяжким (с 15 до 10 лет) и особо тяжким (с 20 до 15 лет) преступлениям. Ряд поправок направлены на широкое применение условно-досрочного освобождения осужденных и замены им наказания более мягким. Отказ судом в применении одной из указанных процедур не будет являться препятствием для внесения ходатайства по другой. Смягчаются условия отбывания наказания в виде лишения свободы через направление социально не опасных осужденных в учреждения с минимальным уровнем безопасности.
Облегчается порядок взыскания уголовных штрафов. По опыту стран ОЭСР увеличен максимальный срок уплаты штрафа с 6 месяцев до 3 лет. Судом осужденные могут быть освобождены от уплаты процессуальных издержек. Сейчас их размер порой превышает сам штраф. Общий срок принудительных работ сокращен до 100 часов в год.
К осужденным, имеющим постоянное место работы или занятым на учёбе, принудительный труд применяться не будет. Второе направление — совершенствование деятельности органов внутренних дел. Будут созданы областные департаменты полиции Министерства внутренних дел на базе департаментов внутренних дел и местной полицейской службы. Это сохранит принципы единоначалия и вертикали подчиненности. По представлению министра внутренних дел областные акимы будут назначать и освобождать начальников департаментов полиции. Это повысит эффективность профилактики правонарушений. Вводятся дополнительные формы и методы предупреждения рецидивных правонарушений и правонарушений, совершенных в состоянии опьянения. В целом, проект Закона наряду с гуманизацией правоохранительной деятельности обеспечит укрепление принципов верховенства права.