Дорожно-транспортный колледж им. А.Иманова – единственное учебное заведение в области, где готовят рабочих и руководителей среднего звена в сфере технической эксплуатации дорожно-строительных машин. О том, каким специальностям обучают в колледже рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, в интервью с директором колледжа Нурболатом Нурпейсовым.
— Нурболат Бахтыбаевич, вначале расскажите о долгосрочном обучении: на базе какого уровня школьного образования производится набор учащихся, и по каким специальностям ведется обучение?
— Обучение проводится на базе 11 классов, срок подготовки – 10 месяцев. За этот срок обучаем по квалификациям: машинист автогрейдера; машинист погрузчика автомобильного транспорта; машинист экскаватора одноковшового; машинист уплотняющей машины. Выпускники получают профессию тракторист-машинист одновременно по четырем категориям: «А» — колесный легкого типа, «Б» — тяжелоколесный, «В» — гусеничный, «Д» — спецтехника.
Необходимо отметить, что категория «Д» охватывает 13 видов спецтехники (автогрейдер, бульдойзер, экскаватор, асфальтоукладчик, автомобильный кран до 16 тонн и другие), и является самой сложной.
Если участник Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства пожелает, то он может проучиться еще год и получить квалификацию техника-механика. Это уже руководящая должность среднего звена, а потому требования к кандидатам на подтверждение данной квалификации очень суровые. Учащийся должен будет пройти вождение по всем видам строительных машин, успешно сдать экзамен (для чего создается комиссия). Только после этого выпускник получит диплом техника-механика. Среди нынешних участников данной Программы, прошедших долгосрочное обучение, кандидатов на получение квалификации «техник-механик» пока не было.
В настоящее время ребята проходят производственную практику, которая организована на территории нашего колледжа. В частности, проходят вождение на одноковшовом экскаваторе, автогрейдере, и, наверняка, на подходе к колледжу Вы видели эти дорожно-строительные машины.
— Сколько человек обучается на долгосрочных курсах, и сколько среди них жителей из сельской местности? Обучение ведется на двух языках?
— При формировании групп набрали 50 человек, но в процессе учебы 4 человека, так сказать, «отсеялись». Кто-то — по причине трудоустройства, другие взяли академический отпуск в связи с призывом на срочную службу.
Все участники Программы – сельские жители, и с учетом того, что все они говорят, преимущественно, на казахском языке, следовательно, и обучение ведется на государственном.
— Известно, что долгосрочное обучение могут пройти только лица до 29 лет. Какого возраста самый старший участник Программы? Также: имеется ли при колледже общежитие, и на сколько мест оно рассчитано?
— Самый старший учащийся по долгосрочной программе – 1991 года рождения.
Общежитие при колледже имеется, проживать в нем могут до 120 человек. Несмотря на то, что здание общежития было построено в 1971 году, и с этого времени капитальный ремонт в нем не проводился, по оценке управления образования условия проживания у нас признаны лучшими. В частности, оценивалось содержание чистоты в жилых комнатах и местах общего пользования, состояние мебели, наличие необходимой бытовой техники.
— Сколько человек будет набираться на долгосрочное обучение на новый учебный год, и не предполагается ли расширение видов специальностей?
— Также 50 человек будем набирать. Что касается второй части вопроса, то это зависит от Центра занятости населения: представят ли они заявку по новым квалификациям. Организации занятости населения отслеживают ситуацию на рынке труда в своих регионах и представляют нам заявки по тем или иным востребованным специальностям. Если материально-техническая база профессионального учебного заведения позволяет готовить эти рабочие кадры, то колледж вносит свои предложения. Пока ничего не могу ответить по данному вопросу.
— Отслеживает ли колледж ситуацию с трудоустройством своих выпускников? Иными словами, проблематично ли найти работу выпускникам дорожно-транспортного колледжа?
— На примере нашей области Вы видите, что строительство автодорог всегда является одним из приоритетных направлений в работе исполнительных органов, а значит специалисты в данной сфере будут востребованы всегда. Колледж не ведет статистику трудоустроенных своих выпускников, но, при возможности, конечно же, интересуемся этим вопросом. Если брать в приблизительных расчетах, то, в целом, 85 % наших выпускников находят работу по специальности.
Недавно я встретил одного из бывших учащихся, который в настоящее время работает асфальтоукладчиком, и его заработанная плата ежемесячно составляет 450 тысяч тенге.
Удивлены? То есть, судя по оплате труда, уже можно сделать вывод насколько ценятся рабочие специальности в сфере технической эксплуатации дорожно-строительных машин.
— Завершая беседу, поговорим о работе, организованной в рамках краткосрочного профессионального обучения.
— Срок краткосрочного профессионального обучения – от 14 дней до 4 месяцев. За самый короткий срок готовим стропальщика (ответственный за погрузочно-разгрузочные работы); в течение одного месяца обучаем машиниста автомобильного крана; за три месяца проходят обучение машинисты экскаватора, бульдозера, автогрейдера, машинист уплотняющей машины, машинист погрузчика автомобильного, тракторист-машинист категорий А,Б,В,Д. Процесс обучения на водителя категорий «В», «С1» занимает четыре месяца.
Обучение ведется, как на казахском, так и на русском языках. В прошлом году на краткосрочных курсах обучилось 33 человека, в этом году всего 10 человек изъявили желание обучиться на тракторист-машиниста. Группа сформирована из числа жителей из Зеленовского района, все эти мужчины работают на одном предприятии, просто возникла необходимость в переквалификации. И поскольку Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства предусмотрено обучение новым профессиям, они решили воспользоваться этой возможностью. В конце июня завершится обучение студентов-краткосрочников.
— Каким периодом охватывается краткосрочное обучение, и с какими предприятиями области ваш колледж сотрудничает по вопросам организации для своих учащихся производственной практики и оказания содействия в трудоустройстве выпускников?
— Обучение в рамках краткосрочных курсов начинается в апреле и заканчивается глубокой осенью – в ноябре.
Дорожно-транспортный колледж им. А.Иманова заключил договор со всеми 44 предприятиями области, которые ведут дорожно-строительные работы в регионе. Среди наиболее крупных могу назвать такие строительные организации как АО «КазАвтоЖол», «Уральскагрореммаш», ТОО «Строительная инициатива» и др. Ежегодно наши соцпартнеры подают заявки на имеющиеся у них вакансии, и в рамках сотрудничества мы направляем к ним своих выпускников.
— Благодарим за беседу.
Саида ТУЛЕГЕНОВА