Посвящается 100-летию со дня рождения актрисы Екатерины Семёновны Володарской(1918-2003гг.)
Она приехала в наш город в 55-м году прошлого столетия, а в последний раз вышла на сцену Уральского драматического театра им. А.Н.Островского весной 2002-го в бенефисе любимого партнера заслуженного артиста РК Владимира Попова. Зал тогда встретил ее бурными аплодисментами, впрочем, как и всегда. Еще бы! Почти 40 лет она была безусловным кумиром театрального Уральска, более 120 ролей — главных и второстепенных — было сыграно ею здесь, и ни одной провальной.
Екатерина пришла в театр молоденькой девчонкой из художественной самодеятельности одной из поликлиник города Камышин, где работала по окончании в то время Сталинградского медицинского техникума. И осталась в театре на всю жизнь, потому что судьбу дважды не выбирают. С тех пор жизнь стала для нее идти не по годам, а по сезонам, премьерам, гастролям, репетициям. Более пятидесяти сезонов, из них 36 в Уральском областном драматическом театре им. А.Н.Островского — это вехи ее актерской биографии. Жизнь, отданная театру не ради славы и денег, а во имя радости тысячи зрителей, посетивших за годы служения театру спектакли с ее участием — так можно охарактеризовать счастливую сценическую судьбу народной артистки Казахской ССР Екатерины Семёновны Володарской.
Володарская перешагнула не один юбилей театра: столетие его она встретила заслуженной артисткой Республики, а на 125-летие поднялась еще на одну ступень пьедестала, став народной. В истории театра Екатерина Семёновна — первая женщина, удостоенная высокого звания народной артистки Казахской ССР. Истоки актерского мастерства Е.С. Володаркой не только в творческом багаже, накопленном во время работы, но и, главным образом, в богатстве жизненного материала, с которым ей пришлось столкнуться в разное время. Ее человеческий опыт — это спрессованные в памяти пласты людских судеб, характеров, поступков, событий, ситуаций, встретившихся когда-то на пути. Сколько раз жизненные обстоятельства пробовали на излом характер актрисы: смерть опухшего от голода отца, репрессии ни в чем не повинных соседей, а затем и родного брата, Великая Отечественная война, отступление из осажденного Краснодара в составе резервного батальона с маленьким сыном на руках, бессонные ночи в среднеазиатских госпиталях, борьба за жизнь истощенных ленинградских детей — всего хлебнула в жизни.
Екатерину Семёновну как актрису и как личность формировали жизненные обстоятельства. Они не давали ей солгать на сцене. Образы ее героинь были всегда предельно искренни. И даже в маленькой роли Володарская была всегда значительна. Если вспомнить все роли, созданные ею, и как-то их смонтировать, то получилась бы одна композиция «Судьба Женщины» — счастливая и трагическая, суетная и возвышенная.
Театр всегда был смыслом жизни для Володарской, она была предана ему всей душой, сердце ее принадлежало театру, которому она отдавала себя без остатка. Только раз в жизни она «изменила» театру, вернее не изменила, а вернулась к своей первоначальной профессии, медицинской. Вернулась, потому что в те годы считала ее важнее и нужнее. Это годы войны. Она прошагала с медсанбатом дорогами Северного Кавказа, где ее застала война, а затем работала в военном госпитале во Фрунзе. После войны медсестра Володарская снова сменила больничную палату на театральные подмостки: Хабаровск, Орджоникидзе, Йошкар-Ола, Магнитогорск, Челябинск. Как в калейдоскопе менялись театры, режиссеры, партнеры, пока, наконец, актриса не обрела свое постоянное пристанище единомышленников в Уральском областном драматическом театре им. А.Н.Островского. В стенах старейшего в республике театра были сыграны главные роли в спектаклях «Лес» и «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Филумена Мартурано» Э.де Филиппо и другие. Каких только ролей не играла Екатерина Володарская. Она воплощала и шекспировских Джульетту и Дездемону, и шиллеровскую Луизу, и мольеровскую Марианну из «Скупого», образы национальных драматургов и героинь Островского. Довелось в Уральске играть Володарской и в казахских пьесах. И она так правдиво и ярко воплотила образ матери красавицы Ботагоз в одноименной пьесе Сабита Муканова, что известный казахский режиссер, постановщик спектакля, профессор Т. Утебаев растроганно сказал ей: «Вы — настоящая мать Ботагоз!».
А в «Бесприданнице» ей посчастливилось играть на уральской сцене с Ниной Алисовой, знаменитой исполнительницей роли Ларисы Огудаловой в одноименном кинофильме. И вот какой отзыв оставила гостья нашего театра: «Дорогая Екатерина Семёновна! Так радостно было играть с вами и грустно расставаться». В спектакле «Без вины виноватые» она создала такой образ Кручининой, что приглашенный к нам на гастроли народный артист РСФСР Олег Стриженов, будучи ее партнером в спектакле, слегка перефразируя реплику своего героя, писал ей: «Екатерине Семёновне — необыкновенной актрисе и необыкновенной женщине».
Где бы ни выступала Екатерина Семёновна, будь то на сцене родного Уральска или в других городах, пресса всегда высоко отмечала ее работы, в оценке игры Володарской разночтений не было. В СМИ отмечалось, что ее игру отличают чувственность, мощный темперамент, разноплановость и несомненный талант.
Широк и многообразен был творческий диапазон народной артистки Казахской ССР Е.С. Володарской, каждая ее роль была событием в культурной жизни не только области, но и республики, ее героини были яркими, неповторимыми, индивидуальными. Только такими, самобытными и запоминающимися, привыкли встречать на сцене зрители образы, созданные Володарской. Талант актрисы, ее профессиональное мастерство в 26 лет было отмечено Почетной грамотой Верховного Совета СССР, в 51 год — званием заслуженной, в 67- званием народной артистки Казахской ССР. Но, конечно, дороже всех наград была любовь и уважение благодарных зрителей, с которыми она все эти годы щедро делилась своей душой.
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ, артист театра им. А.Н. Островского
Илья ТАРАНОВ, деятель культуры РК:
— Екатерина Семёновна Володарская была яркой звездой, неотъемлемой частью славной истории Уральского театра. Человек с большой буквы и масштабная личность, для которой театр был смыслом жизни, служение которому стало ее миссией и предназначением. Имя Володарской в афише спектакля всегда было залогом успеха и качества, зритель шел «на Володарскую», она была любима всеми поколениям уральцев, да и не только, не одни гастроли не обходились без Екатерины Семёновны, где она всегда, безусловно, блистала. Будучи примой театра, в ней никогда не было звездности, она очень строго и требовательно относилась, прежде всего, к себе. Спустя годы, еще более ясно понимаешь, что явление Володарской было значимым событием не только для нашей области, но и для всего Казахстана.
Основные роли, сыгранные Е.С. Володарской:
«Отелло» У.Шекспира – Дездемона; «Ромео и Джульетта» У.Шекспира – Джульетта;
«Коварство и любовь» Ф.Шиллера – Луиза; «На дне» М.Горького — Настя; «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо — Филумена; «Без вины виноватые» А.Н.Островского – Кручинина; «Лес» А.Н.Островского – Гурмыжская; «Ретро» А. Галина – Песочинская; «Деревья умирают стоя» А.Касона – Бабушка; «Дядя Ваня» А.П.Чехова – Войницкая; «Невеста из Имеретии» Б.Рацера и другие роли.
В статье использованы материалы Б. Пышкина «Самая трудная роль» («Приуралье» от 8.11.1985 г.) и Г.Сарбасовой «Ее девиз — работать сердцем» («Приуралье» от 14.12.1988 г.)
Фото предоставлены музеем театра, заведующим труппой И. Тарановым