Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
3 C
Уральск
10.1 C
Аксай
Еще

    Производственные путы

    Вот уже больше года нефтеперерабатывающий завод АО «Конденсат» первым в нашей стране выпускает высокооктановый бензин класса К5, показатели качества которого стабильно соответствуют евростандартам. Однако компания испытывает серьезные трудности с загрузкой и не располагает даже частичной поддержкой от государства с поставкой сырья по адекватной цене.

    О том, как развивается производство и с какими проблемами приходится сталкиваться, рассказала генеральный директор АО «Конденсат» Нурия МУФТЕЕВА.

     — АО «Конденсат» неоднократно заявляло о проблемах, препятствующих полноценному развитию. Речь идет о недозагрузке при том, что завод может полностью покрыть потребности нашей области в бензине АИ-92 и АИ-95…

    — Как известно, АО «Конденсат» первым и пока единственным в нашей стране наладило выпуск высокооктановых бензинов экологического класса К5. Сложнейший технологический комплекс, запущенный в эксплуатацию в ноябре 2016 года, рассчитан на выпуск 200 тысяч тонн бензиновой продукции еврокласса в год. Кстати, президент страны дважды напутствовал работу нашей компании, в том числе и в июле 2016-го, когда были завершены строительно-монтажные работы по проекту. Почему мы так спешили закончить модернизацию бензинового завода? Когда в 2012-м году было объявлено, что с 2016-го наша страна переходит на новый стандарт Евро-4 и Евро-5, а топливо классом ниже будет запрещено, мы, как  динамично развивающаяся и законопослушная компания, стали инвестировать в модернизацию своего производства и прикладывать все усилия, чтобы успеть к намеченному сроку. Кто мог подумать, что из-за незавершенной реконструкции трех основных НПЗ Казахстана (Павлодарского, Атырауского и Шымкентского, — ред.) его потом перенесут более чем на два года. Причем, учитывая важность развития экономики, данный инновационный проект был включен в Республиканскую карту индустриализации. Таким образом, с момента запуска нами было произведено более 87 тысяч тонн бензина, качество которого по химическим и эксплуатационным показателям соответствует нормам и требованиям государственных стандартов и технического регламента Таможенного союза. Но из-за ряда факторов, к большому сожалению, все это время наш НПЗ, действительно, ни разу не смог достичь полной загрузки и работал лишь на 30 процентов от своей проектной мощности. Причем, в первый квартал нынешнего года эта планка и вовсе опустилась до 20%. Нам приходится то приостанавливать, то вновь запускать производство, что не лучшим образом сказывается, как на его экономическом, так и на техническом состоянии. И главной проблемой является необеспеченность рентабельным сырьем — наряду с тремя другими отечественными НПЗ АО «Конденсат» не имеет никаких преференций и возможностей в вопросе его стабильных поставок для производства топлива, соответствующего мировым стандартам.

    — Парадоксальная ситуация. Ведь при таком раскладе не только АО «Конденсат» не имеет возможности покрыть дефицит всего Западного Казахстана в отечественном топливе, которое не пришлось бы импортировать из-за рубежа, но и госказна значительно теряет в налогах?

    — Да, получается, регион импортирует российское топливо при том, что наш завод, мощности которого по переработке сырья составляют 850 тысяч тонн в год, мог бы полностью удовлетворить потребности рынка ЗКО в ГСМ. Кроме того, если с момента реализации бензина сумма перечисленных нами акцизов и налогов в госбюджет составила более 700 млн тенге (по состоянию на начало марта 2018 г., — ред.), то при полной загрузке она превысила бы три миллиарда. То есть в ЗКО действует готовый, построенный по самым современным технологиям завод, выпускающий качественное топливо под маркой «Сделано в Казахстане», но не имеющий возможности работать на полную мощь и быть прочной основой для развития экономики не только нашего региона, но и страны в целом. И это происходит, когда в Казахстане наблюдается дефицит моторных топлив…

    — Почему так, ведь компания давно просит поддержки у государства в части обеспечения ее льготным сырьем?

    — С 2011 года АО «Конденсат» закупает сырье с других месторождений Казахстана и России в связи с прекращением поставок с Карачаганака. Согласно установленным правилам распределения сырой нефти, недропользователи, получившие квоту для ее экспорта, во исполнение контрактных обязательств перед Министерством энергетики РК обязаны поставлять 15% от добываемого объема на внутренний рынок. Данный объем поставляется на три крупных НПЗ республики, остальной по рыночной экспортной цене реализуют за рубеж. У нашего завода нет доступа к сырью по внутренней квоте, поэтому мы вынуждены самостоятельно обеспечивать загрузку мощностей. Причем, когда АО «Конденсат» приступило к строительству завода по выпуску бензина еврокласса, ситуация с российским сырьем была совершенно иная. Дело в том, что с 2015 года Россия изменила порядок налогообложения поставок своего сырья, получивший название «налоговый маневр», что привело к значительному росту цен на него. Цена готовой продукции, произведенной из такого сырья, потеряла конкурентоспособность для внутреннего рынка. Обо всех этих проблемах знают в Министерстве энергетики РК, с которым мы ведем активные переговоры. У нас есть заверение в оказании содействия в решении сырьевого вопроса, когда АО «Конденсат» завершит реализацию проекта по производству дизельного топлива экологического класса К5. На это были брошены все силы. Очень надеемся, что данное обещание будет выполнено.    

    — А когда планируете запустить секцию гидроочистки компонентов дизтоплива?

    — В настоящее время завершаются строительно-монтажные работы, параллельно начата пуско-наладка смонтированного оборудования и технологических систем, включая энергетические комплексы и автоматику. Подготовлен и оперативный персонал, который прошел обучение и готов обслуживать вводимую установку по производству дизельного топлива. Начальную партию готовой продукции планируем получить в конце первого полугодия. Проект рассчитан на выпуск более 200 тысяч тонн дизельного топлива экологического класса К5 в год. Это позволит не только увеличить количество рабочих мест в нашей области, но и обеспечить дизельным топливом ЗКО и ближайшие регионы. К тому же, по нашим подсчетам, более чем на 1 млрд тенге увеличатся и отчисления в госказну.

    — Напрашивается вопрос и про КПО, от которого вас отделяет буквально забор, но это все равно не решает проблему с поставкой карачаганакского сырья…

    — Безусловно, обеспеченность наших производственных мощностей карачаганакским сырьем представляет большой интерес. Это связано, как c малым «плечом» по его доставке, так и с первоначальной ориентированностью нашего завода на переработку именно данного сырья, включая оборудование, технологию и инфраструктуру. К сожалению, в настоящее время не достигнуто каких-либо соглашений о получении сырья от КПО. И основной барьер – это высокая и убыточная для нас цена. Она ориентирована на мировые планки, которые неприемлемы для отечественных производителей нефтепродуктов, включая и АО «Конденсат». Мы, конечно, активно ведем переговоры и надеемся, что в этом вопросе сможем найти взаимовыгодные решения. 

    — Но существуют еще и акцизные барьеры, мешающие развитию производства?

    — На протяжении ряда лет АО «Конденсат» добивается равенства акцизов на нефтепродукты российских и отечественных производителей. Известно, что акциз на ввоз импортированного автомобильного топлива намного ниже акциза на топливо, произведенного в Казахстане, поэтому отечественные производители бензина и дизельного топлива поставлены в неравные условия по сравнению с импортерами данных нефтепродуктов из России. К примеру, при импорте бензина из РФ уплачиваемый акциз в два раза ниже, чем для казахстанских производителей. Акциз на летнее дизельное топливо, по сравнению с российским, разнится уже в 17 раз – опять же не в пользу отечественных производителей. Основным аргументом подобного формирования неравных ставок госведомств является якобы имеющийся дефицит производства моторных топлив в республике. Конечно, при таких условиях казахстанскому товару очень сложно конкурировать. Мы неоднократно обращались в Министерство энергетики и Министерство финансов РК, предлагая исключить льготный подход для импортируемых ГСМ. Быть может, после завершения модернизации трех крупных перерабатывающих заводов данный вопрос все-таки будет решен в пользу отечественных производителей…   

    — Несмотря на все производственные путы, западноказахстанцы, думаю, стали привыкать к тому, что АО «Конденсат» выпускает бензин высокого качества.

    — За год с лишним работы мы смогли положительно зарекомендовать себя на рынке реализации бензина ЗКО. За выпуск и реализацию бензина марок АИ-92 и АИ-95 АО «Конденсат» даже стало победителем регионального конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана-2017». В среднем высококачественным бензином на наших фирменных автозаправках, где было продано уже более 10 млн литров, ежемесячно заправляется более 45 тысяч автолюбителей. Реализация идет через имеющиеся четыре АЗС, расположенные в Уральске и Аксае. В настоящее время проводится активная работа по расширению сети автозаправок, что позволит увеличить потребительскую доступность нашего топлива. Хотя некоторые и полагают, что у российских производителей есть преимущества в данном виде продукции, справедливости ради хочу подчеркнуть, что бензин марки АИ-92-К5 АО «Конденсат» производится и реализуется без добавления каких-либо присадок, что только улучшает его эксплуатационные свойства. Нами даже были проведены специальные исследования в сравнении с российским бензином, по результатам которых получены четкие доказательства, что продукт АО «Конденсат» по качеству ни в чем не уступает российским аналогам, а кое в чем и превосходит. Подтверждением служат длительные сравнительные испытания, проведенные в Научно-исследовательском центре ГСМ ООО «Северо-Западный НИЦ ГСМ» Санкт-Петербурга, а также постоянные сравнительные исследования топлив различных производителей, проводимые как на базе нашей технической химической лаборатории, так и независимой лаборатории НаЦЭкС. Было доказано, что автомобильный бензин АО «Конденсат» не уступает топливам российских  производителей — как по технико-экономическим показателям, так и по экологическим параметрам. По сути, все наши проекты по выпуску моторных топлив класса К5 направленны на сокращение количества токсичных выбросов в атмосферу. Показатель содержания в них серы по сравнению с нынешними сортами, представленными на рынке, снижен в десятки раз. Кроме того, в процессе производства бензина норма бензола снижена до мировых стандартов экологического класса К5 (менее 1%, — ред.), что значительно уменьшает влияние этого канцерогена, как известно, провоцирующего онкологические заболевания. Так что со своей стороны АО «Конденсат» четко следует активной государственной политике по импортозамещению автомобильного топлива и выполняет свои обязательства перед регионом, где открываются новые рабочие места, выплачиваются все виды налогов и выпускается качественный казахстанский товар, покупательский спрос на который, надеемся, будет только увеличиваться.

    — Что касается новых рабочих мест и вообще кадров, как при нынешних реалиях удается сохранять коллектив?

    — На нашем предприятии трудится более 450 человек, 90 процентов которых являются жителями нашего региона. Кадровая политика АО «Конденсат» всегда была ориентирована на внимательное отношение к работникам, поддержку преемственности, профессиональную подготовку молодежи и создание максимально комфортных условий для труда, отдыха и формирования здорового образа жизни. Несмотря на имеющиеся трудности, мы вкладываем немало средств, чтобы сохранить кадровый потенциал предприятия. На базе открытого Центра развития персонала проводится постоянная работа по повышению квалификации работников не только по техническим направлениям, но и в вопросах экологии, охраны труда и даже экономики. Для обучения нами привлекаются и специалисты из стран СНГ, обладающие высоким профессионализмом и опытом работы в сфере нефтепереработки. В нынешней ситуации, когда приходится преодолевать большие трудности, связанные с недозагрузкой производства, принимаются все меры, чтобы не отправлять персонал в вынужденный отпуск. При настоящей работе завода этого достичь непросто. Мы очень благодарны всему коллективу за понимание, добросовестный труд и преданность компании. Кадры являются главной ценностью нашего предприятия, которое стремится развиваться и реализует прорывные инновационные проекты, в первую очередь направленные на повышение качества жизни западноказахстанцев.  

    Галина КАРЕНСКИХ


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    В ТОО «Зап-Каз РЭК» новый генеральный директор

    На пост первого руководителя ТОО «Западно-Казахстанская РЭК» назначен Бауржан...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл