С момента создания Нацпалатой РК была проведена ревизия 18 000 нормативно-правовых актов, в том числе более 500 законопроектов. Благодаря принципиальной позиции НПП и министерства нацэкономики за 2016-17 годы удалось сдержать до 90% предложений госорганов по ужесточению регулирования деятельности субъектов предпринимательства. Что же конкретно было сделано?
В рамках Налогового кодекса поддержаны следующие инициативы:
— снижена ставка социального налога с 11% до 8,5%;
— сохранен действующий порог по НДС – 30 000 МРП;
-введены принципы добросовестности и стабильности законодательства;
— пересмотрен срок исковой давности для МСБ с 5 до 3-х лет;
— сокращены основания назначения внеплановых проверок, а также открыты отдельные критерии системы управления рисками;
— утвержден перенос срока введения обязательного социально-медицинского страхования на 1 января 2020 года;
— на 1,5% с 2018 года уменьшена ставка соцналога;
— снижены ставки взносов для физических лиц по договорам гражданско-правового характера: в 2020 году — с 5% до 1%, в 2021-м — до 2%;
— было решено установить порог для отчислений в фонды в размере не более 15 МЗП с дохода работника (вместо фонда оплаты труда);
— было решено снизить ставки отчислений работодателей: в 2018-2019 годы – на 1,5%, в 2020-2021-е – на 2%, и с 2022-го остановимся на 3%, без дальнейшего увеличения;
— снизить базу для «бездействующих» индивидуальных предпринимателей до 1 МЗП вместо 2-х (теперь 5% от 1 МЗП вместо 5% от 2 МЗП).
По Таможенному кодексу:
— были сокращены сроки выпуска товаров до 4-х часов;
— сокращены сроки исковой давности для малого и среднего бизнеса до трех лет;
— при рассмотрении жалоб все неясности и неточности будут трактоваться в пользу предпринимателей;
— сняты избыточные требования к деятельности владельцев складов, таможенных перевозчиков и других участников внешнеэкономической деятельности;
— регламентирована работа СЭЗ «МЦПС «Хоргос» и многое другое.
В результате совместной с правительством работы «Атамекену» удалось добиться сокращения 800 разрешений. Все разрешения упорядочены в одном законе «О разрешениях и уведомлениях». Также была проведена большая работа и по дерегулированию бизнеса.
В результате:
-отменяются выборочные проверки, их часть заменяется профконтролем;
-контрольные функции госорганов сокращаются на 30% (из 544 предложено к сокращению – 165), количество требований — на 56 % (с 30540 до 13 386);
— сроки проверок также сокращаются на 50% (с 30 до 15 рабочих дней).
Нацпалатой была проведена работа и по гуманизации административного законодательства:
— это возврат института освобождения от ответственности при малозначительности;
— снижение размера адмштрафов в среднем на 30% — по 157 составам;
— предоставление возможности заплатить штраф с 50%-й скидкой более чем по 300-м составам Кодекса;
— расширение института применения предупреждения – теперь по 52 статьям вместо 14 ранее.
Что было сделано по гуманизации уголовного законодательства, снижению санкций за правонарушения в предпринимательской сфере?
— исключение «лжепредпринимательства» (ст.215);
— включению в 6 статьях примечаний об освобождении от ответственности лиц, впервые совершивших деяния, связанные с «уклонением от уплаты налогов», «незаконным предпринимательством», «незаконным использованием товарного знака» и др.;
— в 10 статьях более чем в 2 раза снижены размеры штрафов за уголовные проступки с (500 МРП до 150 МРП).
Также были оптимизированы процедуры планирования проектов государственно-частного партнерства:
— исключена разработка концепции проекта ГЧП/концессионного предложения как отдельного этапа планирования проектов;
— при прямых переговорах по определению частного партнера внедрен новый документ — бизнес-план к проекту ГЧП (вместо концепции проекта ГЧП);
— в составе конкурсной документации предусмотрен информационный лист, содержащий описание проекта;
— исключена экспертиза договора.
Помимо этого, были приняты поправки в Бюджетный кодекс:
— увеличены гарантии потребления государством объема товаров, работ и услуг в рамках проектов ГЧП на срок не менее 3 лет с правом продления в рамках договора ГЧП;
— закреплен особый порядок планирования проектов ГЧП, принятия гособязательств и отбора частного партнера в рамках государственных и правительственных программ;
— до 2 сокращены этапы планирования проекта;
— приняты поправки исключения концепции и заменяющие ее разработку бизнес-планом;
— поправки, исключающие формирование Реестра потенциальных частных партнеров;
- поправки в части обязательной казначейской регистрации договоров ГЧП для гарантии исполнения долгосрочных гособязательств;
- механизм урегулирования валютных рисков при реализации проектов ГЧП по валютному компоненту;
- порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного прекращения договора ГЧП.
В рамках госпрограммы «Информационный Казахстан-2020» правительством Республики Казахстан совместно с НПП прорабатываются вопросы внедрения цифрового обслуживания предпринимателей. Предполагается, что это введение позволит бизнес-сообществу значительно сократить время, необходимое на взаимодействие с госуслугами, получить доступ к инфокоммуникационной инфраструктуре, повышению прозрачности и упрощению процедур в сфере госуслуг. В сентябре прошлого года НПП презентовала проект «Правительство для бизнеса» и получила одобрение. В настоящее время на утверждение внесена Дорожная карта вывода услуг и мер поддержки операторами в единое окно НПП по 29 направлениям. Что касается 2018-го года, то продолжается работа по реинжинирингу и оптимизации разрешительных документов по оставшимся 23 мерам господдержки бизнеса и оптимизации 584 услуг (82 лицензии, 192 разрешительные услуги, 101 госуслуга МСХ, 209 госуслуг бизнеса).
Галина КАРЕНСКИХ