Ежегодно в Казахстане с наступлением холодов тонут машины рыбаков или же путников, решивших сократить дорогу через реку или озеро. Как не совершить страшной ошибки.
А как вообще правильно выезжать на лёд на автомобиле и разрешено ли законом? Есть документ, посвящённый этому. Организация зимних переправ прописана в Правилах безопасности на водоёмах, утверждённых приказом МВД РК №34 от 19 января 2015 года. Вот только практика показывает, что требования этого документа, к сожалению, не применяются. Перефразируем известный лозунг: «Спасение переправляющихся давно стало делом рук самих переправляющихся!»
Вес легкового автомобиля выдерживает лёд толщиной 20–25 см, грузового — 35–40 см, тяжёлой техники — 50–60 см. Узнать толщину льда на глазок не получится. Единственный выход — обвязаться верёвкой и пробурить во льду отверстие. И лишь убедившись, что толщина льда достаточная, начинать переправу.
Нет знаков, нет вешек, а ехать надо. Как переправляться по льду?
Выезжать на лёд следует медленно, с постоянной скоростью 10–15 км/ч, на средних оборотах двигателя.
При движении надо избегать резких поворотов, переключения передач, резких нажатий на газ или сброса оборотов, торможения и даже кратковременных остановок.
Ремни безопасности водителя и пассажиров не должны быть пристёгнуты. Также необходимо опустить боковые окна, разблокировать все двери или приоткрыть их.
При прогибе льда, возникновении тряски, появлении трещин и выступающей воды необходимо, не останавливаясь, плавно увеличить скорость и выехать из опасной зоны.
Во время движения по льду в колонне дистанция между транспортными средствами должна быть не менее 20–30 метров.
Перед выездом на противоположный берег следует плавно набрать скорость и выехать за счёт инерции без пробуксовок и остановки. Забуксовали — воспользуйтесь помощью машин, уже выбравшихся на берег. А если едете один, остановите автомобиль, немного сдайте назад и снова попробуйте выехать, изменив траекторию.
А если всё-таки машина провалилась?
Следует помнить, что машина целиком под лёд моментально практически никогда не уходит. Чаще всего погружаться начинает либо одна из осей, либо один из бортов, причём относительно медленно. Погружение может длиться до минуты, а то и нескольких.