В одном из предыдущих номеров «Н» рассказывала о проблемах, с которыми пришлось столкнуться нашему коллеге, журналисту Вячеславу КУЛИКОВУ (см. материал «Особенности» уральской медицины», № от 10.01.18). Напомним, Вячеслав Маркович, страдающий гипертонусом мышц спины и не имеющий возможности самому ходить в поликлинику, не дождался своевременной и качественной медицинской помощи: то началась чехарда с его амбулаторной картой, которая от невропатолога никак не могла попасть к терапевту, то медики начисто забывали о своем обещании посещать его на дому.
Журналист не обошел стороной и работу скорой помощи, в наличии у которых всегда имеется лишь определенный набор лекарств, не приносящих порой никакого облегчения.
После беседы с Вячеславом Куликовым «Н» направила в областное управление здравоохранения официальный запрос, где попросила прояснить ряд моментов, касающихся работы медицинских организаций. Ниже приводим наши вопросы и ответы облздрава, по сути выглядящие как элементарная сухая отписка.
— Почему перед приемом у узкого специалиста сначала нужно записываться к терапевту? С какой целью это сделано?
— Согласно приказу Министерства здравоохранения РК от 5 января 2011 года №7 «Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь», пациенты по записи обращаются к врачу общей практики, который назначает обследование, при наличии показаний и для дифференциальной диагностики направляет на консультацию узких специалистов. Без направления участковых врачей пациент может обратиться к узким специалистам в экстренных случаях.
(Как видим, облздрав лишь констатировал, что сначала нужно пройти через врача общей практики, однако с какой целью это сделано и в чем здесь удобство и польза для пациентов, так и осталось загадкой).
— На какой стадии ведется работа в поликлиниках Уральска по переводу амбулаторных карт пациентов с бумажного варианта в электронный формат? Что должно измениться с внедрением электронных медицинских карт, как они будут функционировать и когда это произойдет?
— На сегодняшний день городская поликлиника №3 определена пилотным проектом и до конца января полностью перейдет на электронный документооборот. Внедрение электронных медицинских карт позволит вести предварительную запись пациентов, управлять потоком пациентов за счет ведения электронного календаря рабочего времени врача, вести первичную документацию в электронном виде с занесением данных о пациенте в историю болезни, создать единую базу электронных медицинских карт пациентов, анализировать эффективность лечения в разных медицинских организациях, также рецепты будут выписываться в электронном виде с распечаткой для пациента. В остальных 5 поликлиниках города также ведется подготовка по введению безбумажного документооборота.
(Ответ, на наш взгляд, слишком поверхностный и будет непонятен большинству пожилых людей, которые и являются основными пациентами поликлиник. Можно было расписать более детально и доступнее, чтобы все поняли преимущество электронных карт).
— Чем регламентируется и регулируется список медикаментов, который должен быть в наличии у врачей скорой помощи? Что в настоящее время туда входит и для чего эти препараты предназначены?
— Оснащение скорой медицинской помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения осуществляются согласно Приложению №3 к приказу Министерства здравоохранения РК №450 от 3 июля 2017 года. Комплектация сумки-укладки рассматривается и утверждается формулярной комиссией согласно Приказу Министерства здравоохранения РК №622 от 15 июля 2016 года «Казахстанский национальный лекарственный формуляр для лекарственного обеспечения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи». В настоящее время бригады СМП имеют в своем оснащении все необходимые лекарственные препараты для оказания экстренной медицинской помощи.
(В этом ответе облздрав не привел ни одного наименования лекарств, которые должны иметься у врачей скорой помощи, не говоря об их предназначении).