Учителя будут выставлять оценки в смартфонах, которые набирают все большую популярность в школах. А ведь на использование гаджетов на уроках неоднократно вводился запрет.
Что думают по поводу смартфонозависимости эксперты, а также учителя, школьники и их родители, разбирался корреспондент “Н”.
Все решает интернет
Начнем с того, что недавно вице-министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов сообщил о планах по внедрению специальных мобильных приложений для учителей.
-Пилотные проекты показывают, что мобильные приложения очень полезны и очень удобны для учителей. Мы планируем, что ближе к весне эти мобильные приложения будут уже готовы для широкомасштабного внедрения по всей стране. Эти приложения будут, и они прежде всего призваны для того, чтобы учителя через свои мобильные устройства могли выставлять оценки, — сказал Асхат Аймагамбетов на брифинге СЦК.
Также вице-министр обратил внимание на то, что вести электронную версию журналов учителям сейчас приходится одновременно с бумажным аналогом. По его словам, ведомство внесло изменения в соответствующий приказ, и теперь в случае наличия в школе широкополосного интернета, педагогам не обязательно будет дублировать данные в два журнала.
Шли через тернии
Тема пользы и вреда гаджетов в школах неоднократно вызывала массу споров и противоречивых мнений. Заметим, что в некоторых регионах нашей страны от применения смартфонов напрочь отказывались и даже вводились запреты на их ношение. Взрослые были убеждены в том, что подобная мера позволит оградить детей от вредной информации и юридически защитит руководство школы, которое обязано следить за безопасностью детей, в том числе и информационной.
Вспомним, что сотовый телефон был признан врагом №1 во время ЕНТ, сотни выпускников лишались аттестатов, пытаясь воспользоваться мобильником во время экзамена. Наказание следовало даже за попытку пронести сотовый в аудиторию.
Годами ранее под воздействием прокуратуры Кызылординской области в уставы школ и колледжей были внесены изменения, запрещающие пользоваться смартфонами за исключением простых телефонов. Тогда активно муссировалось, что таким образом можно исключить социальное неравенство среди учащихся и негативное влияние на нравственно-духовное развитие школьников. Наряду с этим считалось, что данный метод позволит снизить кражи в школах, поскольку смартфоны являлись основным предметом преступного посягательства по причине обычной детской зависти к тому, у кого мобильник дороже.
В опале одно время оказались гаджеты и у школьников в Восточно-Казахстанской области, где вслед за госслужащими детям предложили отказаться от них и брать с собой только кнопочные мобильники.
Неоднократно ломали голову над дилеммой “Запретить или разрешить?” и надзорные и образовательные организации ЗКО. Помнится, что местные ведомства многими годами ранее поднимали вопросы, касающиеся того, что у нас не разработаны дополнения к правилам внутреннего распорядка учебных заведений, в которых бы был детально регламентирован порядок использования сотовых телефонов во время проведения занятий. Надзорный орган неоднократно предлагал ввести меры вплоть до запрещения использования мобильных аппаратов школьниками, за исключением детей, имеющих определенные заболевания. История помнит и случаи массовых драк в школах, возникающие именно по причине краж сотовых телефонов. Было и такое, когда в некоторых уральских школах стали вырабатывать свои правила использования мобильных телефонов.
Запрет на использование гаджетов в общеобразовательных учреждениях был объявлен, к примеру, в Бокейординском районе весной прошлого года. По данным областной прокуратуры, тогда в уставах всех школ этого района были внесены изменения, запрещающие использование смартфонов и многофункциональных гаджетов. Во всех общеобразовательных учреждениях даже были проведены разъяснительные родительские собрания с участием сотрудников прокуратуры и правоохранительных органов. Сообщалось, что родители сельских школьников поддержали данный вопрос и дали согласие на отказ пользования смартфонами.
Овчинка выделки стоила?
Позже в сети появилось сообщение министерства образования и науки РК, что ведомство не вправе запрещать смартфоны в школах. Решение о запрете смартфонов принимает каждая школа самостоятельно.
Помнится и то, что правозащитник Жангельды Сулейманов и вовсе назвал попытку запрета смартфонов в школах антиконституционной (365info.kz). По словам юриста, это и есть нарушение права собственности, противоречащее Конституции. По его мнению, запреты никогда не бывают эффективными, и надо искать другой путь:
— В данном случае правом собственности наделен не родитель, а школьник, причем независимо от его возраста. И ребенок вправе отстаивать свои права, потому что такой же гражданин, как и все — у него есть свои определенные права, пусть усеченные, но они есть, он вполне может владеть определенным имуществом и распоряжаться им так, как пожелает.
Более того, было признано, что педагог не имеет права отбирать гаджет, иначе такой подход будет уже называться самоуправством.
В итоге, как считают многие эксперты, от смартфонозависимости в современное время не уйти, к тому же и новая программа в школах рассчитана на внедрение электронных учебников, журналов, словарей и прочей литературы, которую сейчас дети черпают из интернета, а не бегают по библиотекам, как это было раньше. При этом необходимо найти золотую середину, во-первых, оградив детей от вредной информации, во-вторых, научить использовать смартфоны в пределах разумной необходимости, исходя из уважения к образовательному процессу. Эксперты сходятся во мнении, что вместо того, чтобы ограничивать доступ к интернету и изымать смартфоны, надо научить школьников грамотно пользоваться этими ресурсами. По их мнению, детям нужно рассказывать, как и что искать в интернете, давать темы полезных исследований и просить найти всю информацию об этом в интернете, а потом вместе с педагогом отсеивать недостоверные данные. Если ученики будут получать такой опыт, они без труда научатся использовать гаджеты с пользой для себя.
Подготовила Маргарита ОРЛОВА
А вот что думают учителя, ученики и их родители по этому поводу:
Лейла Муратовна, учитель старших классов:
— В связи с введением электронных журналов работы у педагогов, конечно, прибавилось. Но куда деваться, ведь с нас это требуют. Сейчас еще сделали так, что запись в электронном формате фиксируется: вовремя учитель занес данные или нет. На выходные вся эта система закрывается, на каникулах к ней тоже нет доступа. Мороки хватает. Плюс ко всему бывает, что зависает интернет, испытывая наши и без того расшатанные нервы. Что касается гаджетов, которые сейчас являются неотъемлемыми атрибутами каждого урока, то их действительно можно активно использовать. Они заменяют нам учебные пособия, таблицы, словари. На уроках литературы даже музыку можем послушать из них или найти там интересные моменты из биографии того или иного писателя…
Яна, десятиклассница:
-Смартфон – неотъемлемая часть моей жизни. При этом я — абсолютно морально устойчивая, не пускаю в друзья подозрительных личностей и никогда не черпаю из инета сомнительную информацию, а только то, что нужно для школы. Это очень удобно. Рефераты, доклады готовятся на основе данных, которые, конечно же, можно без труда открыть в интернете. Кроме того, оформляю подписку и читаю интересную художественную литературу тоже в интернете. Недавно так прочла роман Л. Толстого “Война и мир”. Думаю, от этого уже никуда не уйдешь в наше время да и не нужно из гаджетов делать проблему. Мое мнение: воспитанные и образованные школьники используют смартфоны в учебном процессе только с пользой для себя.
Ермек Булатович, родитель школьника:
-Педагогам, наверное, сейчас очень трудно справляться с учениками в школе. Если голос повысил или что-то не так, они ведь могут и компромат собрать в виде видео-записи, гаджеты-то всегда при них. Раньше мы записки друг другу писали, а сейчас дети общаются через интернет. Это, конечно, имеет свои минусы, но интернет вошел в нашу жизнь и уже, наверное, никогда не выйдет… Вот вспоминаю себя в школе, если бы мне тогда предоставили такую возможность, наверняка “сидел” бы в смартфоне постоянно. Мы ведь и сами сейчас этим грешим. Потом с помощью гаджета можно найти решение задачи или ответ на какой-нибудь вопрос. Так что даже и не представляю современных школьников без смартфонов!