Немало интересных вопросов, касающихся выплат пенсий, поступает в адрес Единого пенсионного Фонда. Ответы для читателей «Н» предоставил областной филиал АО «ЕНПФ».
— Как часто можно получать информацию о состоянии индивидуального пенсионного счета?
— ЕНПФ обязан предоставлять вкладчику информацию о состоянии его пенсионных накоплений не реже одного раза в год, а также по его запросу на любую запрашиваемую дату без взимания платы и обеспечивать электронный и иные способы доступа к информации. Информация предоставляется в соответствии с выбранным вкладчиком способом информирования:
— при личном обращении в офис ЕНПФ или посредством интернет-связи количество обращений не ограничено;
— по электронной почте на адрес, указанный в реквизитах заявления на открытие индивидуального пенсионного счета (ИПС), или дополнительного соглашения об изменении/определении способа информирования, информация направляется в зависимости от выбранного графика (ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие, ежегодно);
— посредством почтовой связи – один раз в год;
— интернет-информирование – в режиме онлайн. Выбрав этот вид информирования, можно получать выписку с ИПС не только через личный кабинет на сайте enpf.kz, но и через мобильное приложение ENPF для смартфонов и планшетов. Также получить информацию о состоянии индивидуального пенсионного счета можно на сайте электронного правительства в разделе «Социальное обеспечение» – «Выписка с пенсионного счета в ЕНПФ», при наличии регистрации на портале электронного правительства РК (www.egov.kz) и электронной цифровой подписи (ЭЦП).
— При изменении адреса места жительства вкладчика нужно ли уведомлять об этом ЕНПФ?
— В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении в РК» вкладчики обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и получатели из ЕНПФ обязаны в порядке, установленном правительством РК, сообщать в ЕНПФ обо всех изменениях, влияющих на выполнение обязательств Фонда, в течение 10 календарных дней с даты таких изменений.
— О каких конкретно изменениях идет речь?
— К ним относятся изменение электронного и почтового адресов, если выбран соответствующий способ информирования.
1) Об изменении почтового адреса, указанного в договоре о пенсионном обеспечении, в случае если выбран способ информирования о пенсионных накоплениях «по почте», можно сообщить при личном обращении в ЕНПФ либо посредством службы почтовой связи с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, ИИН, с обязательным приложением копии удостоверения личности.
2) Об изменении электронного адреса, указанного в договоре о пенсионном обеспечении либо в соглашении об изменении способа информирования, в случае если выбран способ информирования о пенсионных накоплениях «по электронной почте (e-mail)». При этом обращаем внимание, что об изменении электронного адреса можно сообщить только при личном обращении в ЕНПФ.
Если вкладчик поменял место жительства и до 31 декабря прошлого года не уведомил об этом Фонд, то выписка за 2017 год, направленная по почте, возвращается в ЕНПФ. Кроме того, в этом случае ЕНПФ имеет право, согласно действующему пенсионному законодательству, на следующий год выписку не отправлять. ЕНПФ не направляет информацию о состоянии пенсионных накоплений за истекший год, если по состоянию на 1 января текущего года у него отсутствуют средства на ИПС или у него не выбран способ информирования. Специалисты ЕНПФ рекомендуют вкладчикам обратиться в центры персонального обслуживания Фонда для актуализации своих персональных данных или выбора нового способа информирования.
— Можно ли изменить адрес в реквизитах без посещения офиса ЕНПФ?
— В 2017 году ЕНПФ расширил свою линейку электронных услуг, и получателям предоставлена возможность внесения изменений в реквизиты в личном кабинете на сайте Фонда. Теперь проверить актуальность своих реквизитов (данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, электронный адрес (e-mail), номера телефонов), зарегистрированных в автоматизированной информационной системе ЕНПФ, и, если есть необходимость, самостоятельно внести изменения или дополнения, можно при наличии актуального ключа электронной цифровой подписи. Для этого необходимо зайти на сайт ЕНПФ и в разделе «Электронные сервисы», воспользовавшись электронной услугой «Внести изменения и дополнения в реквизиты» внести необходимые изменения.
— Если договор с пенсионным фондом заключен на основании удостоверения личности, можно ли использовать паспорт гражданина РК при подписании дополнительного соглашения на изменение способа информирования?
— Да, паспорт гражданина РК можно использовать для подписания соглашения об изменении способа информирования. При этом идентичность основных реквизитов вкладчика проверяется без учета расхождения в реквизите «отчество», которое образовалось вследствие того, что ранее вкладчиком был предоставлен другой документ, удостоверяющий его личность (удостоверение личности, вид на жительство, где отчество присутствовало).
— Кому могут выдаваться справки об остатках и движении денег на ИПС?
— Тайна пенсионных накоплений может быть раскрыта вкладчику, осуществляющему пенсионные взносы, получателю, любому третьему лицу только на основании письменного согласия вкладчика-получателя, оформленного в соответствии с требованиями законодательства.
Справки об остатках и движении денег на ИПС могут выдаваться:
1. органам дознания и предварительного следствия — по находящимся в их производстве уголовным делам;
2. судам — по находящимся в их производстве делам на основании определения суда;
3. судебным исполнителям — по находящимся в их производстве исполнительным документам на основании постановления судебного исполнителя, санкционированного судом;
4. органам государственных доходов — по вопросам, связанным с исчислением, удержанием обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов проверяемого лица;
5. уполномоченному органу — по вопросу, возникшему в связи с заявлением вкладчика либо в связи с осуществлением им проверки деятельности единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда;
6. прокурору — на основании постановления о производстве проверки в пределах его компетенции по находящемуся у него на рассмотрении материалу;
7. уполномоченному органу по финансовому мониторингу — в целях и порядке, предусмотренных законом РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
8. представителям вкладчика — на основании нотариально удостоверенной доверенности или решения суда;
9. центру — для формирования базы данных получателей по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и расчета сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты;
10. центральному исполнительному органу — по вопросу, возникшему в связи с заявлением вкладчика (получателя);
11. аудиторским организациям, проводящим ежегодный обязательный аудит единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда;
12. ЦОНам — для оказания госуслуг на основании заявления вкладчика либо его представителя по нотариально удостоверенной доверенности или решению суда.
Также справки о наличии индивидуального пенсионного счета, остатках и движении денег на нем в случае смерти получателя выдаются по письменному запросу лицам, указанным в завещании, судам на основании определения по находящимся в их производстве наследственным делам.
Подготовила
Маргарита ОРЛОВА