Как-то в беседе со школьницами автор этих строк услышала об игре «квест», в которой предлагается прийти к поставленной задаче, но помешать в этом участникам игры пытаются зловещие персонажи из различных фильмов-ужасов. Девочки, перебивая друг друга, рассказывали о пережитых в те моменты страхах и ощущениях, и, слушая их, я задавалась вопросами:
Для чего организовываются эти игры?
Почему они притягивают детей?
А главное, не чреваты ли они неблагоприятными последствиями для детской психики?
От 16 и старше
Чтобы самой иметь представление об этой новоявленной игре, журналист «Н» зашла в интернет. Признаюсь, что досматривать до конца ход игры я не стала: сцены с имитацией мертвецов настолько мне показались жуткими, что мои сомнения относительно вредного воздействия на психику ее участников только усилились.
Найдя в интернет-пространстве контакты одного из организаторов «квестов» в Уральске – Станислава Полуянова – я адресовала ему вышеобозначенные вопросы. Отвечая на мой главный вопрос, каков смысл игр, вызывающих страх и ужас, и на какой результат они нацелены, предприниматель привел несколько аргументов в пользу «квестов».
Так, по словам С. Полуянова, в процессе игры участники учатся преодолевать свои страхи, и с успешным прохождением каждого из трех уровней, якобы, страх проходит. В их квест-комнате используются персонажи из фильмов-ужасов «Звонок», «Кукла», и эти зловещие герои «ужастиков» являются кульминационным моментом в игре.
Как уже отмечено выше, членам команды, а их может быть от 2 до 10 человек, дается какое-либо задание, например, вскрыть сейф предварительно вычислив код ящика, и выполнение тех или иных действий обязательно сопровождается преодолением трудностей. Непременное условие – закрытое помещение, полумрак, «леденящая кровь» музыка, и на любой стадии игры может появиться женщина «в белом» с распущенными длинными волосами либо кукла с пустыми глазами. На выполнение задания команде дается 60 минут.
Из игры можно выйти в любое время, достаточно только поднять вверх руки, но как отмечает Станислав Анатольевич, зачастую многие из тех, кто, напугавшись, покидает зал, понаблюдав за ходом игры по камере, изъявляют желание вернуться к игрокам, пытаясь, все же, преодолеть в себе чувство страха.
Кроме того, по словам организатора «квестов», участие в подобных играх способствует развитию логики: человек, якобы, приобретает навыки принятия важных решений в экстренных ситуациях, когда его собственной жизни угрожает опасность.
Идею организации «квестов» Полуянов позаимствовал у своих московских друзей, но перед тем, как открыть этот бизнес в родном Уральске, проконсультировался, как у российских, так и у казахстанских специалистов. К участию в играх-ужасах по правилам игры допускаются лица, достигшие 16 лет. Непременным условием к допуску является отсутствие заболеваний сердечно-сосудистой системы и беременности. Запрещен также так называемый двойной испуг, когда опасность подступает одновременно с обеих сторон, чтобы человеку было куда отступить.
Предприниматель говорит, что среди почитателей этой игры есть люди и более старшего возраста, например, 50-летние, которым хочется новых эмоций, ощущений.
Также, по словам моего собеседника, участие к «квестах» позволяет людям из одного круга общения лучше узнать друг друга, ведь именно в ситуациях опасности человек проявляет все свои сильные и слабые стороны, скрытые свойства характера. По мнению специалистов, такие игры способствуют укреплению командного духа.
На вопрос о том, какая программа предусмотрена для детей младшего возраста, Станислав Полуянов ответил, что для них создается лишь антураж – моргающие лампочки, соответствующая музыка. И в условиях таинственности ребята также должны выполнить определенные задания. За игрой, как с участием детей, так и взрослых, наблюдает через видеокамеру администратор квест-комнаты, и поднятие рук вверх одним из игроков является сигналом к тому, что он желает покинуть игру.
Первое время после открытия «квест-комнаты» посетителей было мало, но в дальнейшем поток желающих испытать выброс адреналина стал расти. По словам моего собеседника, на сегодня по Казахстану организовано 12 квест-комнат. В планах Станислава организовать этот досуг и в Аксае.
Мнение специалиста
— Что привлекает детей в этих играх? Не несет ли участие в «квестах» угрозы психическому состоянию ребенка или несовершеннолетнего? – с этими вопросами «Н» обратилась к психологу областной клинической больницы Райсе Утаровне Байдалиевой.
Как отмечает специалист в области психологии, интерес к подобным играм связан с потребностью в проявлении естественных эмоций, от которых в некоторых семьях стараются ограждать детей. Результатом того, что ребенка всячески оберегают от различного рода переживаний (грусти, печали), формируется эмоциональный дефект, который необходимо восполнить хотя бы искусственным образом. И тогда альтернативой создания условий для проявления эмоций могут быть, так называемые, «квесты».
Говоря о развитии бизнеса на эмоциях (именно так психолог назвала организацию «квестов»), Р. Байдалиева отмечает, что сегодня дети меньше играют на улице, чаще всего проводят досуг у компьютеров, в планшетах. А между тем, групповые игры полезны тем, что ребенок учится считаться с закономерностями, ориентироваться в различных ситуациях, и, наконец, развивается его коммуникация.
На вопрос «можно ли не переживать, что участие в «квестах» способно нанести вред психическому здоровью ребенка?», психолог ответила, что возможен риск возникновения психологии жертвы. А это значит, что в дальнейшем постоянный участник игр, в которых его пытаются догнать, схватить, будет искать ситуации, связанные с угрозой его жизни.
Подводя итог беседы – вредны или не вредны квесты со сценами из фильмов-ужасов – Райса Утаровна подчеркнула, что не нужно искать в этих играх вредное воздействие, поскольку они несут и положительный эффект. Между тем, для родителей это должно послужить сигналом того, что сын или дочь нуждаются в проявлении эмоций.
Райса Утаровна советует папам и мамам уметь беседовать со своими детьми, чтобы ребенок мог перед ними раскрыться, поделиться своими переживаниями. Ведь потребность в проявлении ребенком своих чувств, эмоций, столь важна, как и материальная составляющая — обеспеченность ребенка всем необходимым для учебы, его физического развития. Так не лишайте своего ребенка возможности естественного проявления эмоций, и тогда он не будет искать их на стороне.
P.S: Кстати, девочки, от которых я впервые услышала об игре «квест», в которых используются зловещие персонажи, были в возрасте 11 и 14 лет. А это значит, что организаторы «квестов» порой нарушают правила игры, допуская к участию в них детей, не достигших 16 лет. В этой связи хотелось бы высказать пожелание, чтобы правила игры неукоснительно соблюдались, ведь речь идет о здоровье детей.
Саида Тулегенова