Первые публикации о разразившемся в системе образования скандале вокруг учебников русского языка 5 и 7 классов начались еще в сентябре. Тревогу подняли бдительные родители, как только детям выдали учебники. Поскольку в школах и местных отделах образования вразумительных ответов получено не было, завязалась интенсивная переписка.
Куда только люди не писали – в управления образования, министерство образования и науки, депутатам всех уровней в парламент страны и уполномоченному по правам ребенка Республики Казахстан Загипе БАЛИЕВОЙ и дошли даже до самого президента!
Переписка велась по нарастающей, поскольку поначалу от родителей просто отмахивались.Но долго так тянуть резину не вышло, так как вопросы задавались и письма писались вовсе не потому, что кому-то захотелось сделать себе имя на скандале или расшатать государственные устои, критикуя образовательный новодел, как это пытались представить в МОН, а по причине того, что родители были реально обеспокоены тем, что происходит в образовании.
«Я подарю тебе звезду…»
Обратимся к одному из писем уполномоченному по правам ребенка в РК З.Я. Балиевой (стиль, орфография и пунктуация авторов сохранены:
«…В данное время наши дети (представители самых разных национальностей) лишены возможности в полном объеме изучать русский язык, как родной из-за предложенных МОН РК новых учебников.
Просим обратить особое внимание на качество следующих учебников «Русского языка» для 5 и 7 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения.
— учебник «Русский язык» для общеобразовательных школ часть 1-я /издательство АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» 2017/ авторы: Е.В, Клокова, О.И. Белозерова, Т.И. Ибраева, Г.Б. Сулейменова, А.С. Муханбеткалиева, А.Б. Касымова, О.В. Опря;
— учебник «Русский язык» для общеобразовательных школ часть 2-я /издательство АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» 2017/ авторы: Е.В, Клокова, О.И. Белозерова, Т.И. Ибраева. Г.Б. Сулейменова, А.С. Муханбеткалиева, А.Б. Касымова, О.В. Опря;
— учебник «Русский язык» для 5 классов общеобразовательных школ /издательство Алматы «Мектеп» 2017/ автор З.К. Сабитова;
— учебник «Русский язык» для 7 классов общеобразовательных школ /издательство Алматы «Мектеп» 2017/ автор З.К. Сабитова.
Ни одно из перечисленных выше изданий не может называться учебником, так как несет не образовательную, а развлекательную функцию. Некоторые упражнения противоречат Конституции РК. Так, на с.13, в учебнике «Русский язык» для общеобразовательных школ часть 1-я /издательство АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» 2017/ авторы: Е.В, Клокова, О.И. Белозерова, Т.И. Ибраева, Г.Б. Сулейменова, А.С. Муханбеткалиева, А.Б. Касымова, О.В. Опря утверждается, что использование родного языка не выходит за рамки общения с близкими. Авторы учебника предложили детям вместо многоточия только такой вариант: «с близкими», не предлагая ничего взамен и не объясняя, что в нашей стране это неправомерно.
Мало того, что многие тексты взяты из Интернета, еще и информация никем не проверялась. Так, в этом же учебнике, части второй, автором раздела которого является Опря О.В., утверждается, что Полярная звезда находится в созвездии Большой Медведицы, тогда как она всю жизнь находилась в Малой.
Ни в одном учебнике нет хорошо сформулированных правил! Нет упражнений для закрепления пройденного материала. С начала учебного года дети написали на уроке русского языка не более десяти тетрадных листов. Теперь на уроках русского языка они говорят и рассуждают! В пятом классе детям предлагается выяснить, что такое левитация, пирокинез! В одном из текстов упоминается про нападение «чужих» на ангар, в котором укрываются люди в 3474 году!» — пишут встревоженные родители детскому омбудсмену, приведя только в одном письме более десятка примеров «открытий» авторов новых учебников. В этом же письме указывается, что с введением пятидневки в школах вес школьного рюкзака 7-8 кг, что превышает все допустимые санитарные нормы, а также о тотальном нарушении нормального режима дня школьника, вызванного длительными занятиями – по семь уроков ежедневно в средних классах. Письмо с просьбой защитить детей «от неопробированных учебных пособий, ведь процесс обучения не терпит подобных экспериментов», было подписано родителями из Уральска, Алматы, Шымкента, Усть-Каменогорска, Караганды, Актау.
Кроме того, в открытом письме Главе государства Н.А Назарбаеву родители просят наложить мораторий на указанные учебники, приложив отзывы профессоров, преподавателей, психологов.
«Верблюд спортивного телосложения»
Учебники Зинаиды САБИТОВОЙ тоже прославили свою создательницу. Именно в них большое число ссылок на интернет-ресурсы, через которые легко выйти на порно-сайты, «креативные» вопросы подросткам без учета возрастных особенностей психики, а также «Проект КОЗА слова паразиты» (стр. 40. Упр. 87А) с ссылками на сюжеты в Youtube и другие сайты, вымышленные ассоциации типа «хирург по увеличению памяти», «верблюд спортивного телосложения», «гвоздика – одичавший гвоздь» и – минимум науки о языке. Приведем цитату из еще одного письма:
«…Государство разрабатывает законодательные механизмы по защите наших детей от вредных воздействий общества, утвердило институт Уполномоченного по правам ребенка, старается, чтобы новое поколение развивалось в гармоничном русле, но тут просто врываются учебники «нового поколения» и напрочь перечеркивают своим «креативом» все те базовые нравственные и духовные основы, которые были всегда присущи народу Казахстана.
Если на начальной стадии (качества учебника) не прекратить бездумное заимствование, внедрение несвойственных казахстанскому народу ценностей, в скором времени мы получим поколение потребителей, умеющих только говорить, общаться на полуграмотном русском языке, «шарящем» свободно в Интернете и «лайкающем» по любому поводу. …Также акцентируем, что в настоящее время только слепой или не желающий видеть проблему по данным учебникам отмалчивается или защищает определённые интересы…, но в данном амбициозном споре не нужно забывать одного: эксперимент делается на детях! упущенного времени и потерянных знаний и навыков не вернуть!»
Понятно, что решать такие вопросы не в компетенции местных властей, однако это обращение родителей было направлено в министерство образования и науки, а значит, чиновники все-таки были вынуждены дать хоть какой-то ответ, перейдя к диалогу.
«Вы пишите – вам зачтется»
Текст ответа МОН РК № ЖТ-С-2167/11-2 от 15 ноября 2017 года приводим целиком так же с сохранением стиля, орфографии и пунктуации:
«Министерство образования и науки Республики Казахстан по Вашему обращению сообщает следующее.
Учебники «Русский язык» для 5, 7 классов разработаны в соответствии с Типовой учебной программой предмета «Русский язык» по обновленной программе, прошли экспертизу и обсуждались на предметной и республиканской комиссии с участием педагогов.
Содержание учебников ориентировано на овладение всеми видами речевой деятельности – слушанием, чтением, говорением, письмом. Новый контент учебников отходит от традиционного принципа обучения языку, в котором главным являлись орфографически-пунктуационный тренинг и изучение различных видов разбора.
В учебнике «Русский язык» используются новые способы подачи грамматического, орфографического, пунктуационного материала (причастий, деепричастий, приложений, правописания частиц и др.). При этом основной акцент делается не на лексико-грамматический материал, а на изучение грамматического материала в контексте речевых тем, на развитие всех видов речевой деятельности на материале текстов из различных сфер жизни казахстанского общества.
Новый учебник направлен на формирование творчески активной языковой личности, на развитие критического мышления и функциональной грамотности учащихся.
Кроме того, новый учебник включает разнообразные задания и упражнения как инновационного, так и классического типов. В учебнике использованы тексты из русской классической литературы: отрывки из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, А.И. Герцена, тексты известных русских ученых М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, С.Л. Соловейчика и др.
В учебнике для 7 класса информация о ГМО, относящаяся к предмету «Биология», представлена согласно разделу «Генетически модифицированные продукты» обновленной программы по предмету «Русский язык», а также говорится о вреде искусственных продуктов питания, что вредно может сказаться на здоровье подрастающего поколения (газированные напитки, чипсы и т.д.).
Если раньше источниками информации были учебники, справочники, журналы, словари и др., то сейчас с развитием информационно-коммуникационных технологий появилась новая сфера употребления русского языка – интернет-пространство. В связи с чем, необходимо формировать у детей умения пользоваться интернет-источниками, критически относиться к ним, извлекать из них нужную информацию, т.е. владеть навыками функционального чтения.
Необходимо признать, что в учебнике «Русский язык» для 7 класса несколько заданий вызвало общественный резонанс. При последующих переизданиях учебников замечания общественности и экспертизы в части последовательности подачи учебных материалов, ссылки на интернет-ресурсы и объема заданий будут учтены.
В этой связи Министерством рекомендовано издательству «Мектеп» исправить задания при последующих переизданиях, так как ежегодно регионами дополнительно приобретаются учебники по мере их физического износа и с учетом изменения контингента обучающихся.
Учитывая данный резонанс, Министерством в сентябре текущего года сформирована рабочая группа по анализу действующих учебных программ и учебников по предмету «Русский язык», по результатам приняты меры по их совершенствованию. В учебниках «Русский язык» для 5 и 11 классов с 2018 года учебные материалы будут изложены в более классическом формате с подачей грамматического материала наравне с лексическими темами.
Вице-министр Б. Асылова».
Что же имеем в итоге, спросите вы? Из плюсов – создана рабочая группа министерства, которая, собственно, и должна будет разобраться с претензиями. Из минусов – «бракованные» учебники будут использоваться до полного износа.
Обзор переписки провела Анна ПАНИЩЕВА
Журналисту Анне Панищевой спасибо за предоставленную информацию, за обзор переписки, газете за смелость в обсуждении данной темы, хочется надеяться на то, что положительные изменения в вопросе качества учебного материала произойдут.