Бизнес-сообщество неоднократно заявляло о проблемах, связанных с конкурентоспособностью, на снижение которой влияет и несовершенство системы государственных закупок. Не секрет, что в основе госзакупок лежит принцип низкой цены без акцента на качество.
Щекотливая ситуация
По данным Нацпалаты РК, отрасли реального сектора Казахстана значительно уступают отраслям услуг, ввиду высокой зависимости от импорта и слабых межотраслевых связей. Несмотря на реализацию государственных инфраструктурных и индустриальных программ (“Нурлы жол”, “Нурлы жер”), которые привели к расширению внутреннего спроса, доля казахстанской продукции на внутреннем рынке падает, также, как и сокращается ее экспорт. Причины снижения конкурентоспособности НПП РК видит в отсутствии четкой стратегии развития промышленной политики в разрезе отраслей с оценкой их фактического состояния и конкретных мероприятий, направленных на повышение их конкурентоспособности, а также в отсутствии четкой государственной политики в сфере регулируемых закупок в части гарантированного спроса на качественную продукцию, соответствующую национальным стандартам, ввозе некачественной и фальсифицированной продукции по причине отсутствия надлежащего контроля и защиты, что не стимулирует бизнес к модернизации действующих производств и развитию новых и неэффективном применении мер государственной поддержки в связи с отсутствием прозрачных подходов при их получении, отраслевой градации их предоставления.
Принцип низкой цены
Для улучшения ситуации, указывающей на слабое развитие экономики, Нацпалата “Атамекен” предлагает сконцентрировать работу в четырех направлениях, включая разработку отраслевых программ развития, использование инструментов техрегулирования и стандартизации, повышение эффективности применения мер государственной поддержки, а также использование потенциала регулируемых закупок, как инструмента повышения конкурентоспособности. На последнем направлении остановимся подробнее.
По мнению «Атамекена», на сегодняшний день система закупок построена на принципе низкой цены без акцента на качество. Основными причинами этому является применение нормы в законе о госзакупках, которая предусматривает использование антидемпинговых мер при осуществлении государственных закупок способом конкурса, а также отсутствие применения национальных стандартов при подготовке технических спецификаций в рамках госзакупок.
В НПП отмечают, что действующие нормы законодательства о закупках позволяют снижать цену более чем на 50% от реальной стоимости, что приводит к поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг с низким качеством (вплоть до поставок товаров и применения материалов бывших в употреблении).
Также, с 1 августа текущего года, по данным Нацпалаты, Правилами осуществления государственных закупок заказчикам предоставлено право составлять технические характеристики на продукцию без указания национальных стандартов. По сведениям “Атамекена”, наблюдается проблема “затачивания” технической спецификации под определенных поставщиков, что дает возможность дилерам и импортерам иностранной продукции производить поставку импортных товаров или продукции, не соответствующей стандартам.
В этой связи, как считают в НПП РК, при проведении закупок необходимо делать ставку не на низкую цену товара, а на его качество, выраженное в соответствии национальным стандартам и низкой совокупной стоимости владения (расходов за весь период эксплуатации).
В Нацпалате отмечают, что международные обязательства не запрещают использовать инструменты стандартизации. Предлагается изменить подход к системе закупок, как к правовому механизму, который будет способствовать повышению конкурентоспособности.
В целях реализации данного предложения НПП РК считает необходимым закрепить на законодательном уровне в сфере закупок приоритет национальных стандартов РК, а также обязательное предоставление сертификатов соответствия при приемке товара. Также предлагается исключить норму в Законе “О государственных закупках”, предусматривающую использование антидемпинговых мер при осуществлении государственных закупок способом конкурса. Кроме этого, совместно с министерством национальной экономики, министерством по инвестициям и развитию, министерством сельского хозяйства РК и АО “ФНБ “Самрук-Казына” Нацпалата предлагает проводить на полугодовой основе оценку состояния отраслей промышленности на предмет спада основных показателей в целях выработки мер их поддержки, в том числе посредством инструментов закупок и совместно с НПП проработать вопрос применения в закупках Реестра отечественных товаропроизводителей для подтверждения квалификации.
А что говорят предприниматели?
Местные бизнесмены неоднократно озвучивали волнующие их проблемы в системе государственных закупок на площадке Палаты предпринимателей ЗКО. Как однажды заметил известный в Уральске предприниматель Алексей ВАСИЛЕЦ, в строительной отрасли разумно было бы перейти к госзаказам, особенно для тех компаний, которые хорошо себя зарекомендовали. По его мнению, если данная инициатива будет поддержана, строительные организации смогут содержать стабильные коллективы. Ведь сейчас у многих нет постоянно штатного состава работников, которых приходится отпускать в неоплачиваемые отпуска на время отсутствия заказов.
— Мы не владеем информацией на перспективу, что будет через два-три года вперед, — отметил А. Василец в ПП ЗКО. – Что, к примеру, собираются строить крупные недропользователи? А чтобы выиграть тендер, необходимо хорошо к нему подготовиться. Мы порой не успеваем закупить какой-то современный станок, построить здание, соответствующее всем требованиям и прочее. Более того, нужно подробно расписывать техническое задание к выпуску продукции, вплоть до того, какая краска и какие болты должны использоваться. Ведь, как правило, выиграет тендер тот, кто предлагает меньшую цену. А потянет ли он такие требования, и если потом все пойдет прахом, кто за это будет отвечать?
Директор ТОО “Отделстрой” Валентина МИХНО тоже неоднократно отмечала, что местным предпринимателям бывает даже обидно: ведь обычно выигрывают тендер компании, снижающие цены ниже разумного предела. В результате приходится конкурировать с организациями, которые недавно вышли на рынок, не имеющими стабильного коллектива и парка строительной техники, да еще и не обремененные при этом кредитами.
-Мы, конечно, не можем сильно снижать цены, потому и остаемся не у дел, — выступала на площадке ПП ЗКО В. Михно. — К тому же много случаев, когда тендер выигрывали компании из других регионов. Почему бы не прописать в законе такую норму, чтобы приоритет отдавали местным строительным организациям? Ведь мы же платим налоги в местный бюджет, поддерживая экономику региона.
А по мнению директора ТОО “Зениттехсервис” Кошербая АЙГОЖАУЛЫ, тоже озвученному в ходе одного из заседаний в Палате предпринимателей ЗКО, крупные недропользователи в технической спецификации выдвигают требования, которые заведомо не могут быть выполнены местными предприятиями.
Предложения по совершенству системы госзакупок были внесены Палатой предпринимателей ЗКО и в Реестр проблемных вопросов НПП РК “Атамекен” в 2017 году, где сказано, что “действующая процедура закупа не позволяет для сложного оборудования заключать договора на поставку полного комплекта запчастей к оборудованию с одним поставщиком. В связи с дроблением комплекта, тендеры на запчасти выигрывают разные поставщики. В результате, если тендер на какую-то часть комплектующих не состоится из за отсутствия предложений со стороны поставщиков, можно остаться с неполным комплектом запчастей. А это означает, что капитальный ремонт не может быть выполнен, время упущено и оборудование простаивает. Данная ситуация негативно сказывается на финансовом состоянии предпринимателей и на обеспечении их стабильным теплоснабжением”.
В связи с этим ПП ЗКО предлагает рассмотреть возможность дополнить некоторые пункты Закона РК «О государственных закупках», направив предложения в министерство финансов РК, а в случае необходимости — провести совещание с участием всех заинтересованных сторон.
Подготовила Маргарита ОРЛОВА