В этом году исполняется 100 лет со дня образования партии «Алаш» и провозглашения автономии Алаш-Орда — первой казахской национально-демократической республики, которая, по мнению историков, стала политическим и идеологическим фундаментом современного Казахстана. По случаю памятной даты 20 октября в Уральске в конференц-зале Салатанат сарайы состоялась международная научная конференция «От Алаш к Независимости и национальной консолидации Казахстана».
Организаторами конференции выступили Центр истории и археологии ЗКО при поддержке облакимата и областного управления культуры, архивов и документации. В конференции участвовали ученые из Японии, России, Узбекистана и разных городов Казахстана, а также местные краеведы, ветераны, представители госорганов, преподаватели и студенты вузов.
С приветственным словом перед участниками конференции выступил аким ЗКО Алтай КУЛЬГИНОВ, который отметил, что главная идея Алашординцев – единство народа – до сих пор не теряет актуальности.
— Основными целями движения Алаш стали: создание системы государственного самоуправления, отстаивание права народа на национальное самоопределение, модернизация казахского общества с использованием передового мирового опыта, — сообщил аким.
Во время выступления глава региона также процитировал слова президента страны Нурсултана Назарбаева об Алаш Орде, озвученные в его книге «В потоке истории»: «В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям».
По словам Алтая Кульгинова, появление 100 лет назад такого политического движения как Алаш, говорит о возросшей гражданской зрелости и высоком потенциале казахской политической элиты, способной решать судьбоносные вопросы будущего и развития родного народа.
— В чрезвычайно экстремальных условиях того времени Алашординцы проявляли исключительную гибкость и в то же время были принципиальными политиками. Идея справедливости и защиты кочевников, модернизация и возрождение казахского общества становятся стержневой линией деятельности алашординцев, — заявил в завершении своего выступления Кульгинов.
«Алаш» — национальная идея казахов
Одним из программных выступлений на конференции стал доклад директора Института культуры и духовного развития (НИИ) «Алаш» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Султан Хана Аккулы. «Н» публикует наиболее значимые выдержки из доклада ученого об Алаш Орде.
«ІІІ Всеказахский курултай (учредительный съезд), состоявшийся 5-13 (18-26) декабря 1917 года в Оренбурге, образовал Национально-территориальную автономию Алаш и сформировал её высший государственный исполнительный орган – Народный совет (правительство) Алаш Орда. Это стало поворотным моментом новейшей истории казахского народа. Это был день восстановления казахской национальной государственности и образования современного Казахского государства в новом формате.
Созвучие Алаш Орды с наименованием чингизхановской империи Алтын Орда — величайшей империи во всей истории человечества – было далеко не случайным. Отцы-основатели заложили в его название скрытый, но глубокий и далеко идущий смысл, означающий буквально: «Алаш» — название единого тюркского народа, «Орда» — «Государство» (или «Империя»).
Ещё в 1910 году в историко-справочном очерке «Казахи» (в ориг. «Киргизы») идейный основоположник и лидер движения «Алаш» Алихан Букейхан писал, что у казахов боевым кличем являлось «имя мифического лица Алаша». В 1913 году в статье «Ќазаќтыѕ тарихы» (букв. «История казахов») Букейхан дал более развернутое толкование имени Алаш, что, по его мнению, означало «человек отечества». «Джучи хану было присвоено народное имя «Алаш», — отмечалось в этой статье, подписанной псевдонимом Тїрік баласы (букв. «Потомок тюрков», один из многочисленных псевдонимов А.Н. Букейхана.).
В 1905-1917 годах имя «Алаш» стало идеей казахского национального возрождения, программой создания современной национальной культуры и единой нации, лозунгом и знаменем борьбы за восстановление национальной государственности.
Об объединяющей силе идеи «Алаш» свидетельствует тот исторический факт, что в ноябре 1917 года в выборах во Всероссийское учредительное собрание партия «Алаш» одержала триумфальную победу над всеми другими политическими силами, в том числе партией «Їш жїз» («Три жуза») и Российской социал-демократической рабочей партией РСДРП, получив все 43 депутатских мандата. В целом, партия «Алаш» заняла восьмое место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьского переворота.
Народный совет (правительство) Алаш Орда состоял из 25 членов (комиссаров), 10 из которых были представителями других народов и этносов, переселившихся в Казахстан. Например, членами Алаш Орды были Григорий Потанин (русский географ, этнограф, фольклорист, ботаник, публицист, один из идеологов и основателей Сибирского областничества) и Вадим Чайкин (эсер, журналист, политический деятель).
Восемь членов правительства Алаш Орда из 15 комиссаров Народного совета Алаш Орда имели высшее юридическое образование, один из которых имел научную степень магистра права (Жакып Акбайулы), четыре из них в 1906-1907 годах избирались депутатами І и ІІ Государственной думы России. Пять членов Алаш Орды (А. Букейхан, Б. Кулманулы, М. Шокай, М. Тынышбайулы и А. Биримжан) с марта-апреля по декабрь 1917 года занимали должность комиссара Всероссийского Временного правительства от области до уезда, двое из них являлись членами Чрезвычайного комитета Временного правительства по управлению Туркестаном (А. Букейхан, М. Тынышбайулы). Ахмет Биримжан, как и Айдархан Турлыбайулы, имел солидный опыт работы в судебной системе царской России, был депутатом Думы сразу двух созывов 1906-1907 годов, еще один комиссар — выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета Раимжан Марсекулы с 1902 по 1917 годы непрерывно занимался адвокатской практикой (присяжный поверенный). Другой — юрист по образованию Жанша Досмухамедулы – за короткий период успел подняться на высокий пост в органах прокуратуры самодержавной России (заместитель прокурора Томской губернии). В ноябре 1917 года все 15 членов Алаш Орды без исключения были избраны в члены Всероссийского учредительного собрания.
Среди комиссаров и кандидатов в комиссары Алаш Орды также были востоковед, инженер железнодорожного транспорта, военный врач, агроном, ученый-лесовод, математик и другие высококвалифицированные и опытные кадры. Один лишь Отыншы Альжанулы (Отунчи Альджанов) имел средне-специальное образование (омская учительская семинария) и достаточно большой опыт педагогической и публицистической деятельности.
Элита «Алаш» считала, что бороться против могущественной русской империи, пусть даже экономически отсталой от Западной Европы, и вернуть независимость путём вооруженного восстания, невозможно. Такой путь борьбы, по мнению лидеров автономии, не нашла бы массовой поддержки в народе, о чём красноречиво свидетельствовало поражение национально-освободительного восстания хана Кенесары.
На их взгляд, не насильственный и не вооруженный путь метод современной политический борьбы за независимость долгий, но самый верный. Поэтому западноориентированная интеллигенция «Алаш» во главе с Алиханом Букейханом стала сотрудничать с наиболее прогрессивными политическими силами самой империи, как, например, Конституционно-демократическая партия, программные цели и задачи которой в целом отражали стремления и чаяния казахов.
Наиболее вероятный путь, который мог привести казахов к национальному самоопределению, а затем и полной независимости, на взгляд лидеров «Алаш», лежал прежде всего, через радикальное реформирование самой колониальной российской империи: преобразование России из самодержавия в федеративное парламентское демократическое государство.
Лидер «Алаш» Алихан Букейхан был убежден, что без перехода России из монархии в федеративную парламентско-демократическую республику, казахам не вернуть своих исконных земель, объявленных в 1868 году «собственностью российской казны», и не добиться восстановления национальной государственности. Будучи членом самой влиятельной российской политической партии 1905-1917 годов (с 1912 года член её ЦК) – Конституционно-демократической или кадетской партии, а также вступив в ряды российских масонов (1908-1917 гг.), Алихан Букейхан стремился объединить все прогрессивные силы империи и направить их общие усилия на свержение самодержавия.
После Февральской революции 1917 года Букейхан и его соратники вышли из кадетской партии и создали первую казахскую либерально-демократическую партию, которую назвали «Алаш».
Восстановление независимости с прежним ханским институтом государственной власти элита Алаш во главе с прямым потомком Чингис хана Алиханом Букейханом считала архаичным и бесперспективным проектом. Поэтому лидеры Алаш своей целью ставили решение стратегических задач, часть которых была отражена в знаменитой «Каркаралинской петиции» 1905 года, опубликованной в 1905 году в санкт-петербургской газете «Сын отечества», в августе 1906 года в омской газете «Иртыш», которую редактировал сам Букейхан.
В четвертом пункте «Каркаралинской петиции» говорилось, что необходимо добиться «признания земли, занимаемой казахами, их собственностью». Лидеры Алаш были убеждены: нет государства без собственной территории.
Согласно второму пункту петиции, казахи требовали внедрения родного языка и письменности во всех начальных школах, где обучаются дети казахов и в делопроизводстве местных органах власти и суда.
В соответствии с третьим пунктом петиции — «для выяснения текущих нужд казахского народа необходимо издание газет на казахском языке, для чего потребуется установление явочного порядка на издание газет без предварительной цензуры и на открытие типографий».
Зачатки самоуправления
Одной из стратегических целей движения «Алаш» и его лидера являлось введение в казахском Степном и Туркестанском краях так называемого земства, что давало возможность местному самоуправлению распоряжаться значительной частью налогов с так называемым «казахским капиталом» для открытия национальных школ, больниц, дорог и других важных социально-культурных объектов.
Интеллигенция «Алаш» рассматривала земство ещё и как кузницу национальных управленческих кадров не только для местного самоуправления, но и будущего национального государства.
Добиваясь введения земства, алашордынцы преследовали долгосрочную перспективу – строительство современного казахского государства с прочным фундаментом – развитым местным самоуправлением и инфраструктурой.
Введение для казахов воинской повинности путём отмены закона 1834 года, по которому казахи были освобождены от воинской службы, являлось ещё одним важным пунктом стратегии движения «Алаш».
Для формирования из казахов легальных конно-кавалерийских войск с самостоятельным (национальным) войсковым управлением, лидеры Алаш были не прочь воспользоваться помощью, например, башкир, а также казачьих войск. Более того, они видели в казачестве своих союзников, несмотря на то, что казачество в то время являлось опорой и орудием колониальной политики России в Казахстане.
Первые казахские кавалерийские части (полки армии Алаш) удалось сформировать лишь после образования Республики Алаш к лету 1918 года, которые в 1918-1920 годах совместно с войсками казачьих атаманов вели ожесточенные бои против советской красной армии».
Объединяющая сила
К началу ХХ-го века западноориентированной казахской элите в лице Алаш Орды сугубо мирным путем удалось создать современную казахскую письменность, литературу и систематизировать культурную основу. Новая национальная идея объединила казахов в единую нацию. Именно к этому историческому моменту все представители казахских жузов и родов осознали себя потомками единого предка — Алаш.
Примечательно, что первые современные казахские литературные сочинения в прозе и поэзии – романы «Несчастная Жамал» М. Дулатулы, «Красавица Камар» С. Торайгырулы, «Калым» С. Кобейулы и др., рассказы, поэмы, пьесы, сборники стихов, басен и мн. др., первые периодические издания – газеты («Серке», «Ќазаќ газеті», «Ќазаќстан», «Ќазаќ», Сарыарќа»), журналы («Айќап», «Абай»), а также учебники, учебные пособия, хрестоматии для казахских светских школ были изданы до 1917 года. Первый сборник оригинальных сочинений великого Абая и его переводов из русской литературы, а также программное стихотворение «Оян, ќазаќ!» («Пробудись, казах!») М. Дулатулы, «Маса» («Комар») А. Байтурсынулы и многие другие были в том числе.
Итог деятельности элиты и движения «Алаш» — это, по сути, «культурный ренессанс» в казахской степи. Лидеры Алаш Орды разбудили в народе национальное самосознание, предложив ему новые ценности и идеалы, цели и задачи, адекватные требованиям и вызовам ХХ столетия.
Территориальные вопросы
«За 7 лет до образования республики Алаш, в 1910 году, Алихан Букейхан в своем историко-справочном очерке «Казахи» (в ориг. «Киргизы») перечислил 9 областей, Астраханскую губернию и ряд волостей Алтайского края, в которых испокон веков казахи преобладали над всеми другими национальностями, прежде всего, крестьянами-переселенцами. В декабре 1917 года в связи с образованием Алаш Орды эти территории были объявлены территорией Алаш.
В 1918-1920 годах, в ходе переговоров с лидерами очередного самопровозглашенного «всероссийского правительства» (Сибирская Автономия, Комуч, Уфимская директория и т.д.), председатель Алаш Орды Алихан Букейхан неуклонно заявлял: «Автономія Алашъ… занимаетъ территорію, имеющую форму почти круга, составляетъ крупную, съ 10 миллионным населениемъ, политическую единицу».
Лидерам Алаш удавалось сохранить территорию автономии в форме «почти круга» лишь до 1930-х годов, постепенно теряя её части, начиная с 1925 года. В 1925 году Оренбургская область вместе с одноимённым административным центром перешла под юрисдикцию РСФСР, город Ташкент и ряд прилагающих районов – по единовластному решению Иосифа Сталина и за подписью Турара Рыскулулы, последнего председателя Совнаркома Туркестанской АССР, были переданы Узбекской ССР, столицей которой уже успели провозгласить город Самарканд.Каракалпакская автономная область, до 1930 года находившаяся в составе Казахской АССР, также сперва перешла под юрисдикцию РСФСР, а в 1936 году – передана в состав той же Узбекской СССР.
Но, несмотря на все перекраивания границ Казахстана, сегодня Независимый Казахстан сохранил за собой львиную часть территорий, которые отстояли отцы-основатели республики Алаш.
Первой столицей современного Казахстана – и с исторической, и с юридической точек зрения является город Алаш (бывшая Заречная Слободка, ныне Семей)».
Союзники Алаш Орды
Республика Алаш, согласно политической программе партии «Алаш» и проекту конституции, составленному Барлыбеком Сырттанулы (Сыртанов) еще в 1910-1911 годах, являлась парламентской унитарной светской республика с президентской формой правления и сильным местным самоуправлением (земством).
Главная историческая миссия Алаш и её отцов-основателей заключалось в том, что новое государство было воссоздано из руин Казахского ханства спустя 70 лет с момента его окончательного распада и ухода с исторической арены в 1847 году после гибели последнего хана — Кенесары.
Республика Алаш родилась как единое казахско-кыргызское государство, а не исключительно казахское. Например, вот что писал неизвестный автор за подписью Н.Ч. в своем материале «Автономія Казакыстана», опубликованном по следам ІІІ Всеказахского курултая в Оренбурге в газете «Оренбургскій казачій вѣстникъ» (10.01.1918 г., № 7. — С. 3-4.): «Киргизы дѣлятся на кайсаковъ и кара-киргизъ, но названіе «Алашъ» объединяетъ ихъ въ одну націю (на подобіе нашего «Святая Русь»). Слово это означаетъ еще воинственный и священный призывъ всѣхъ киргизъ къ защитѣ, заменяя трубный звукъ».
«Алаш» – понятие более широкое по сравнению с «Казакстаном» и обнимает собою как казахов, так и родственный им народ кара-киргизов, — отмечал и Мустафа Шокай, делегат всех 3-х Всеказахских съездов и член Алаш Орды, в своей статье «Киргизская (Казахская. – С.А.) Советская Республика», опубликованной в русскоязычной грузинской газете «Вольный горец» (Тифлис, 11.10.1920 г., № 57.).
В 1918 году лидеры Алаш и Башкирии договорились о создании единого казахско-башкирского государства. По этому поводу Алихан Букейхан в своих последних показаниях следователю ОГПУ-НКВД от 6 августа 1937 года дал следующее пояснение: «В сентябре 1918 года в городе Уфе состоялось совещание между представителями правительства Алаш Орда и валидовского контрреволюционного башкирского правительства… На этом совещании мы договорились о совместной борьбе против Советской власти и создании единого Башкиро-Казахского государства».
Конечной же целью идеи Алаш являлось воссоздание из разрозненных тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, татар, башкир и др.), оказавшихся в силу различных исторических катаклизмов под колониальным игом Российской империи, единого тюркского государства, великой тюркской империи — Туран. Позднее эту идею «Большого Туркестана», находясь в эмиграции во Франции, развивал и пропагандировал Мустафа Шокай.
Однако сам факт существования Казахской автономной республики вынудил советскую власть в 1924 году идти на искусственное создание в Центральной Азии других национальных республик в противовес Казахской. Так, из бывших Бухарского и Хивинского эмиратств и части Туркестанской АССР была образована Узбекская ССР, Туркменская, Таджикская АССР. Кыргызы и каракалпаки были выделены в составе Казахской АССР в отдельные автономные области. Такова была до сих пор непризнанная, но подлинная историческая роль и миссия автономии Алаш перед другими современными национальными государствами Центральной Азии.
В 1925 году Оренбургская область была передана в состав РСФСР, благодаря чему Татарская и Башкирская АССР были территориально отделены от КазАССР, поскольку советская власть опасалась воссоздания великого тюркского государства не меньше, чем колониальная царская империя.
Японский взгляд
Исследователь из Японии, профессор Центра славянско-евразийских исследований Университета Хоккайдо Уяма Томохико в третий раз посещает ЗКО в рамках научных конференций.
По мнению японского ученого, нельзя сказать, что Алаш полностью успешно добилась своих целей на тот период, но она просуществовала намного дольше (больше двух лет), чем политические движения у татар или у узбеков, где самостоятельные автономные движения просуществовали ещё меньше.
— Лидеры Алаш Орды более искусно проводили переговоры с различными правительствами, проводя свои идеи осторожно с оглядкой на политическую ситуацию в России. Лидеры движения трезво и объективно оценивали свои силы. При этом они могли бы перейти на сторону советской власти, оставив интересы казахского народа, но до последнего отстаивали идею автономии, — рассказал Уяма Томохико.
По его мнению, лидеры Алаш Орды выступали за дружбу народов Российской империи, играя довольно важную роль не только в Казахстане, но и в разных частях Туркестана, в том числе Ферганской долине и даже южной части Узбекистана.
В кулуарах конференции Уяма Томохико рассказал, что заняться темой Алаш Орды его вдохновила книгу Мыржакыпа Дулатова «Оян, казах!», которую он случайно купил в одном из киосков Алматы в начале 90-х годов.
— Я начал увлеченно читать эту книгу, как и произведения других казахских интеллигентов, и заметил, что движение Алаш – это не узконационалистическое движение, как представляли тогда большевики, а что в этом движении взаимодействовали элементы разных культур и идей. Это совпадало с моей идеей о межнациональном согласии, с моим представлением о Евразии как о многокультурном пространстве, — отметил гость из Японии.
Вторая часть конференции прошла 21 октября в форме круглого стола областной библиотеки им. Крупской Оренбурга. Также в рамках конференции участники посетили музей Алашорды в пос. Жымпиты Сырымского района. Результатом работы конференции стало принятие резолюции по дальнейшему изучению и систематизации объективной истории движения Алаш.
«Н» благодарит Центр истории и археологии ЗКО за предоставленные материалы при подготовке публикации.
Арман АХМЕТОВ, фото автора