В 2011 году автор этих строк написал очерк «Всем смертям назло» о своем отце — Утеули Бисенгалиеве, который участвовал в Великой Отечественной войне, был в немецком плену, участвовал в движении Сопротивления на юге Франции. Мой очерк был опубликован в 2013 году в №7 республиканского журнала «Простор». После опубликования данного очерка ко мне стали звонить из разных концов Казахстана потомки французских партизан.
Так, с 2015 года общаюсь с Айваром Субаловым из Алматы, родной дядя которого Ахмет Субалов, уроженец Астраханской области, тоже сидел в концлагере возле города Альби, работал на шахте, а потом партизанил вместе с моим отцом. Потомки французских партизан планировали собраться в Алматы за круглым столом и обсудить вопрос выпуска общего сборника о наших героических предках. Участием казахов в движении Сопротивления на юге Франции в годы Второй мировой войны занимается доктор исторических наук из КазГУ Гулнар Мендикулова, с которой я также обмениваюсь имеющейся информацией.
В апреле сего года мне позвонил А. Субалов и предложил встретиться в Астрахани, чтобы поехать на могилу Ахмет-ака и прочесть там намаз. Таким образом 5 мая я очутился в селе Бирючки Камызякского района Астраханской области. Село Бирючки раньше называлось Боришек (волчонок), а райцентр, ныне Камызяк, — Кумдыозен, что означает «песчанная река». По легенде, здесь раньше водилось много волков. В Бирючках около 150 дворов, расположено оно на правом берегу реки Черная, притока Волги. Население около 950 человек, в основном казахи рода шеркеш и бериш. Живут они примерно так же, как и мы.
В России тоже упразднены колхозы и совхозы, а взамен ничего существенного не создали. Мне показали поля, где раньше выращивали помидоры и знаменитые астраханские арбузы, которые в последние годы пустуют. Поэтому, как и у нас, там зажиточно живут те, кто трудится, держит скот, сажает огороды и бахчи. Астраханские казахи сохранили свой язык, традиции и обычаи предков. Я заметил, что люди, особенно дети, там очень вежливые. И там не злоупотребляют спиртными напитками, как частенько бывает у нас. 6 мая мы побывали на кладбище, где отдали дань ушедшим в мир иной.
Судьба Ахмета Субалова была трагичной. Он вернулся на Родину в 1946 году, прожил меньше года, умер на работе, работая грузчиком. С войны не вернулись также его два брата Берик и Серик. 8 мая в селе прошел большой митинг, торжество, посвященное 72-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Было открытие мемориальной плиты на памятнике участникам Великой Отечественной Войне. Этот памятник Айвар Субалов за свой счет заказал и установил в 2010 году к 65-летию Победы. Такого памятника участникам ВОВ в других селах Камызякского района нет. В митинге участвовали руководители Камызякского района, представители татарского и ингушского центров, СМИ. Как представителю Западно-Казахстанской области мне также дали слово. Митинг завершился концертом художественной самодеятельности, выносом копии флага, водруженного над рейхстагом в Берлине в мае 1945 года.
7 мая в Володарском районе, в селе Алтынжар, который расположен в юго-восточной части Астраханской области, мы посетили мавзолей и культурный центр классика казахской музыки, композитора Курмангазы Сагырбайулы, который жил в 1823-1896 годах. На могиле Курмангазы самый молодой член нашей делегации, 7-летняя Рузия, исполнила на домбре кюй Курмангазы. Культурный центр им. Курмангазы включает в себя музей, музыкальную школу и шикарную гостиницу. Они были построены на средства Казахстана и в его открытии в 1996 году приняли участие главы обоих государств. Приятно, что власти Астраханской области выделили для центра Курмангазы землю и обеспечивают охрану исторических памятников. В архитектурном отношении весь комплекс создан основательно и красиво, с размахом. Музей Курмангазы богат экспонатами, выполнен в виде юрты. Экскурсоводы на 2 языках рассказали нам о жизни и творчестве великого Курмангазы.
В Красноярском районе, возле села Малый Арал мы посетили мавзолей Бокей-хана, внука Аблайхана, основателя Бокейординского ханства. В 19 веке здесь находилась ханская ставка «Хан Сараи», раньше здесь находился роскошный ханский дворец. Воспитанный на идеях марксизма-ленинизма, автор данного повествования не особо поклоняется царям, ханам, султанам, но когда отдельные люди говорят, что у казахов раньше не было границ, государственности, мне приходится в некоторой степени менять свои взгляды. Возле массивного мавзолея Бокей-хана находится небольшая усыпальница из белого камня, где покоится жена Бокей-хана — Атан-ханым. Около мавзолея Бокей-хана расположена могила святого Сеит-баба, куда ежедневно приходят десятки паломников. Имеется гостиница. Вокруг могилы стояли десятки 5-литровых емкостей с водой, поставленные людьми для заряжения. Говорят, что получается как святая вода у православных.
Были и другие культурные мероприятия. Айвар Субалов, успешный предприниматель из Алматы, меценат, оказался активным общественным деятелем, выступающим за развитие дружественных и культурных отношений между Казахстаном и Россией, поэтому его там встречали радушно на всех уровнях. Что касается меня, оттуда я привез хорошие впечатления, расширил свой кругозор, нашел там новых знакомых, единомышленников. В целом рад, что с Россией у нас такие хорошие отношения и люди всех национальностей живут там свободно и в достатке.
Болат Бисенгалиев