С каждым годом все меньше остается в строю ветеранов Великой Отечественной войны и потому встречи с каждым из них особенно ценны. Они умеют так любить Родину, своих близких и саму жизнь, что и пули им были нипочем. Благодаря этой любви они одержали победу над фашизмом, восстановили разрушенную войной страну, освоили целину, шагнули в космос. Они не разменивались на склоки и интриги, не добывали себе доходных мест. И с честью несут звание Человека.
Благодатная свадьба Коробковых
Летчик-истребитель, Заслуженный работник авиации Казахстана Михаил Евстафьевич Коробков отметит 10 апреля 96-ой день рождения. А в феврале они с супругой Александрой Тимофеевной отпраздновали 70-летие совместной жизни. Дата удивительная, почти невозможная, не зря этот юбилей считается свадьбой благодатной.
Михаил Евстафьевич – личность легендарная, о нем много писала местная пресса, военная и зарубежная, в былые годы он активно сотрудничал с «Н». Он покорил небо совсем мальчишкой, на фронте с первых минут войны, в 20 лет уже стал кавалером ордена Ленина, в то время высшей награды Советского Союза. После тяжелейшего ранения, когда почти остался без ног, вернулся за штурвал самолета командиром звена истребительного полка, участник парада 7 ноября 1941 года. Совершил 457 боевых вылетов. В мае 1943-го был сбит и попал в плен. Прошел три фашистских концлагеря, бежал, пойман и помещен в тюрьму. Освободили американцы в мае 1945-го. Благодаря сохраненному ордену Ленина и партбилету сумел доказать свою невиновность и вернуться в авиацию. Впоследствии был награжден орденами Октябрьской Революции и Отечественной войны I степени, многочисленными медалями.
Свою верную подругу Шурика, как он до сих пор любовно называет Александру Тимофеевну, встретил в 1947 году в Иркутском управлении геологии. Суровому герою войны было 25, а ей 18. Шустрая, маленькая, острая на язык, а уже опытный геолог. Он был тогда в опале, добивался восстановления в авиации. Ее это не испугало, и был удивительный роман в письмах из командировок. На свадьбе невеста была в мамином платье, жених – в гимнастерке. И за все эти 70 лет ни разу не возникало желания поискать лучшей доли, хотя трудностей хватало с избытком.
Михаил Евстафьевич стоял у истоков открытия якутских алмазов, доставляя геодезистов и геологов в самые труднодоступные места. Можно сказать, облетел всю Сибирь, жили в Чите, Иркутске, Кемеровской области. В 1962 году после полугодовой подготовки в Ленинградском высшем авиационном училище ему предложили возглавить Уральский авиаотряд. Это был четвертый переезд семьи с тремя детьми. Помогала бабушка – мама Александры Тимофеевны, которая прожила с ними 50 лет, вырастив детей и восьмерых внуков.
В 60-е годы была расформирована Уральская военная школа первоначального обучения летному искусству («Сокол»), а уволенные в запас летчики и техники вошли в основной костяк Уральского объединенного авиаотряда, образованного в марте 1962 года, командиром которого и стал М.Е. Коробков. Уже в июне впервые за 20 лет уральские экипажи вылетели на авиахимработы. К середине 60-х заработали и первые пассажирские линии, в 1966 году Уральский авиаотряд занял первое место по республике. В 1967-ом уральский аэродром принял первый АН-24 с 50 пассажирами на борту.
К 1970-му году коллектив насчитывал более 800 человек, а Коробков сумел убедить обком партии в необходимости нового аэропорта, несмотря на отношение Казахского управления гражданской авиации к Уральску, как к глухой провинции. Коробков подобрал площадку северо-восточнее пос. Подстепное, а строительство было поручено Уральскому мостостроительному тресту №9. Два года Михаил Евстафьевич работал на два фронта – управлял действующим аэропортом и контролировал строительство нового, добился продления посадочных полос и, соответственно, пересмотра типового проекта. В августе 1972 года на новой взлетной полосе г. Уральска длиной два километра произвел посадку первый ИЛ-18. В тот год работали оба аэродрома, достраивались новые объекты служб – аэровокзал, гостиница, технические помещения, словом, практически, все, чем нынче богато АО «Ак жол».
На пенсию Михаил Евстафьевич ушел в мае 1974 года по состоянию здоровья. В тот год уральцы впервые увидели ТУ-124, затем и ТУ-134. Через год, после удлинения взлетной полосы на 400 метров здесь стали принимать и ТУ-154. Кстати, Уральск – один из немногих городов Казахстана, который может принимать самолеты типа «Боинг» и в этом заслуга Коробкова, 45 лет назад работавшего на перспективу. Он еще много лет трудился в родном авиаотряде инструктором тренажера и жестко гонял всех, невзирая на должности, хорошо зная, что небо ошибок не прощает, оставшись для многих летчиков командиром.
Михаил Евстафьевич в 2009 году написал книгу «Земля и небо Приуралья», в которой отражена вся история авиации нашего края. Он помнит всех, и по сей день активно интересуется, чем живет его родной авиаотряд. Ветеран почти не видит, но слушает все аналитические передачи и новости, следит за событиями в мире, а газеты и книги читает ему его верная Шурик. Она всю жизнь проработала в геологии, на пенсию уходила из треста «Уральскнефтегазгеология». Благодатную свадьбу супруги Коробковы отметили в кругу самых близких людей и по праву гордятся восемью внуками и десятью правнуками.
Анна ПАНИЩЕВА,
фото Георгия СЕМЕНОВА
Человек-кремень
Ветерану Великой Отечественной войны Ивану КУВШИНОВУ в текущем году исполняется 98 лет. Однако при взгляде на него удивляешься оптимизму, физической форме и поразительной стойкости этого человека. В преддверии 9 мая «Н» заглянула в гости к ветерану и узнала много интересных и даже в чем-то невероятных деталей его биографии.
Уроженец поселка Новопавловка Теректинского района Иван Кувшинов родился 25 ноября 1919 года. Он переехал в Уральск вместе с семьей после 4-го класса. С тех пор, не считая военных лет, он постоянно проживает в нашем городе. По окончании СОШ №2 последовала учеба в пединституте имени Пушкина на факультете естествознания. В вузе Иван Григорьевич серьезно увлекся спортом.
— Чем только не занимался – и футболом, и боксом, и тяжелой атлетикой, входил в сборную области по лыжным гонкам. Участвовал в республиканских соревнованиях, а на летних каникулах подрабатывал физруком в пионерских лагерях, — с улыбкой вспоминает ветеран.
Однако получить диплом Иван Григорьевич не успел – началась война. С 4-го курса его мобилизовали в армию. Боевое крещение наш собеседник принял на Западном фронте, где воевал в составе 124-го отдельного лыжного батальона. В феврале 1942 года его ранило, но, к счастью, не сильно. Короткое лечение в госпитале – и Иван Григорьевич оказался во 2-й гвардейской краснознаменной танковой бригаде, где прослужил до лета 1942 года.
— Затем всех, кто имел среднее и высшее образование, по приказу верховного главнокомандующего снимали с фронта и направляли на курсы младших лейтенантов. В этот список попал и я. И закрутилось: курсы в танковом училище в городе Чкалов (ныне Оренбург), потом артиллерийское училище в Саратовской области.
Став офицером самоходной артиллерии, Иван Григорьевич в конце 1942 года был направлен в 1436-й полк самоходной артиллерии, в Мытищи. В составе этого полка он вновь продолжил воевать на Западном фронте.
— В марте 1943 года меня тяжело ранило осколками, по госпиталям мотался около полугода, а затем боевые будни для меня закончились. Будучи признанным негодным к строевой службе, я был направлен в Москву, в штаб командующего танковыми войсками. Там и проработал до 1946 года, — говорит наш собеседник.
Никогда не забудет Иван Григорьевич эпизод, когда боевое оружие спасло ему жизнь. В одном из боев осколок снаряда попал ему в грудь.
— Меня откинуло назад, а когда я немного пришел в себя, увидел, что автомат, висевший у меня на груди, развалился на две части. На одной стороне болтался приклад, на другой – металлическая часть. Как оказалось, осколок снаряда попал прямо в него. Если бы не автомат, погиб бы, — говорит Иван Григорьевич.
После демобилизации Кувшинова закрутила мирная жизнь. После нескольких лет руководящей работы в городском и областном комитетах по делам физкультуры и спорта Иван Кувшинов связал свою дельнейшую жизнь с педагогической деятельностью. Большая ее часть пришлась на СОШ №3, откуда он и ушел на пенсию в 1975 году. Здесь он работал учителем математики (для этого ветерану пришлось заочно окончить физмат Уральского пединститута – прим. автора). Среди учеников Ивана Григорьевича есть победители городских и областных олимпиад, а заслуги ветерана отмечены многочисленными благодарственными письмами и почетными грамотами.
Интереснейшая история в жизни Ивана Григорьевича связана с его ранением. Как рассказывает ветеран, он, сам того не зная, носил один из осколков в ротовой полости свыше 30 лет (!).
— Долгие годы он меня не тревожил, а уже после выхода не пенсию я как-то простыл, и горло разболелось. Пришлось пойти по врачам, делать рентген. Выяснилось, что у меня где-то между верхней и нижней челюстью застрял осколок величиной 22 на 16 миллиметров. Однако я не стал прибегать к помощи врачей, а извлек его сам. Прополоскал горло фурацилином, и все зажило, — рассказывает ветеран.
Не менее интересна и история взаимоотношений Ивана Григорьевича с его супругой Ольгой Сергеевной. Кстати, она также является участницей Великой Отечественной.
— Мы учились на одном курсе в институте, встречались и даже хотели пожениться, но затем в связи с войной наши пути разошлись. Вначале мы вели переписку, однако из-за смены адресов и у меня, и у нее наша связь оборвалась. И только в 1943 году в Москве мы случайно столкнулись на улице. Я там работал в штабе, а ее туда направили на практику, на центральный телеграф. Некоторое время снова встречались, но затем ее отправили на фронт. К счастью, на этот раз наша переписка не обрывалась. Моя супруга в качестве радистки прошла Чехословакию, Румынию, Болгарию. После войны она недолго поработала учителем в школах №№ 5 и 2, а затем вместе со мной до пенсии вела биологию и анатомию в СОШ №3, — с теплотой вспоминает супругу ветеран (Ольга Сергеевна скончалась в 1982 году – прим. автора).
Боевой и трудовой путь Ивана Григорьевича отмечен орденами Отечественной войны I и II степеней, юбилейными медалями, а также медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда».
Кувшиновы воспитали троих детей – дочь и двух сыновей. К сожалению, старший сын Ивана Григорьевича умер четыре года назад. Дочь Галина (первенец в их семье) почти всю трудовую деятельность провела в СОШ №7, сейчас уже на пенсии, живет вместе с ветераном, однако сейчас временно уехала в Санкт-Петербург к внучке. Из многочисленных внуков и правнуков в Уральске в настоящее время остались только внук Дима (сын дочери) и младший сын Сергей.
— Вниманием не обделен, — убеждает на прощание неунывающий ветеран. – Помимо родственников, и с акимата навещают, и с органов образования, и с военкоматов. Главное, чтобы здоровье сильно не шалило, а остальное приложится.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО,
фото К.Рахимова
Какие люди! Мы гордимся Вами!