В этом году в системе образования помимо разделения ЕНТ на выпускные экзамены в школах и тестирование для поступления в вузы наметился ряд новшеств. Это введение электронных журналов и дневников, шкафчиков, чтобы не носить с собой учебники и спортивную форму, а также обеспечение доступа к чистой воде и интернету в школах.
Как все эти внедрения приживаются в местных школах, узнавал корреспондент «Н».
Что интересно, вице-спикер мажилиса Гульмира Исимбаева в одном из своих выступлений отметила, что реформы системы образования происходят спонтанно и остаются незавершенными:
— Так сложилось, что реформы образования зачастую у нас происходят спонтанно, хаотично, не обретают на практике внятных, завершенных форм. Системный мониторинг, глубокий анализ текущих процессов, оценка результата каждого этапа реформ проводится недостаточно, — не так давно заметила она на правчасе в мажилисе по вопросам реализации государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 гг.
По ее словам, за последние 11 лет в систему образования из республиканского бюджета был вложен 1 трлн 207 млрд тенге. А вот среднемесячная зарплата работников образования на сегодня остается одной из самых низких и составляет 86,5 тыс. тенге при среднемесячной номинальной зарплате по стране 143 тыс. тенге.
Между тем, в последнее время министерство образование пообещало ряд новшеств, многие из которых уже начали внедряться в наших школах. Как сообщают официальные интернет-источники, министр образования и науки Казахстана Ерлан САГАДИЕВ предложил:
1. Сократить объем домашних заданий;
2. Внедрить в школах электронные журналы и дневники;
3. Установить для каждого ученика индивидуальные шкафы в коридорах, как в зарубежных школах;
4. Обеспечить каждый класс системой Wi-Fi;
5. Открыть в школах фонтаны с чистой водой.
Что касается ограничений по домашнему заданию, то в министерстве образования и науки ссылаются на данные анализа, подтверждающего, что казахстанские школьники уделяют слишком много времени на подготовку домашнего задания. Как оказалось, мы на 4-м месте из 65 стран. Предлагаются два варианта. Первый — давать задания по всем предметам, но меньше, второй — давать задания не по всем предметам. В обоих случаях домашние задания должны сократиться в среднем на час в день. Причем, их не будут задавать на выходные. Все варианты вроде как уже вынесены на обсуждение педагогов и родителей. Обсуждение в педагогической среде завершится 15 марта, а изменения объемов домашних заданий будут введены в сентябре 2017 года.
Кроме этого, еще на августовском совещании учителей министр образования и науки РК сообщил о том, что до конца 2017 года во всех школах Казахстана будут внедрены электронные дневники. Сообщалось, что стоимость проекта составляет более 30 миллиардов тенге, и он будет реализовываться за счет средств инвесторов. Отмечалось, что учителям предоставят выбор между бумажным и электронным способом ведения журнала. Однако, по словам педагогов, во избежание замечаний от проверяющих им сейчас все равно приходится вести двойную отчетность.
Многие родители считают, что школьные гардеробные с индивидуальными шкафчиками для каждого ученика, — весьма нужное новшество, если, конечно, на его реализацию найдутся средства. Вот только смогут ли школы выделить необходимую площадь? Ожидается, что в 2017-м школьные шкафчики появятся у учеников младших классов, позже – у старшеклассников. Эту инициативу в министерстве образования надеются реализовать за счет местных бюджетов.
По информации МОН РК, местные акиматы и должны будут помочь школам оснастить каждый учебный класс интернетом. По словам Е.Сагадиева, в рамках программы «Цифровой Казахстан» этот вопрос скоро планируют снять с повестки. Однако не менее важная задача – внутренняя сеть Wi-Fi в каждом классе. Министерство образования планирует начать масштабный проект по обеспечению школ структурированной кабельной системой. Причем, в сжатые сроки.
Во многих школах, в том числе и в нашей области, уже установлены водяные фильтры и фонтаны с чистой водой. Кстати, это внедрение в скором времени намериваются прописать даже в СНИПах, чтобы водяные фильтры устанавливались в период строительства зданий.
Чтобы узнать, как все эти внедрения приживаются в местных школах, газета «Надежда» подготовила запрос в ГорОО. Вот какой ответ за подписью заместителя руководителя Б. Пайдиной мы получили:
«Автоматизированная система электронного документооборота функционирует в республике с 2016 года. В настоящее время документация школ ведется в бумажной наравне с электронной формой отчетности. С 1 марта 2017 года согласно приказу МОН РК в пилотных школах страны (4000) будет внедрен проект «Единая информационная система электронных журналов и дневников для учащихся общеобразовательных организаций». И в этих школах форма отчетности будет только электронная. Во всех школах Уральска подключен широкополосный интернет.
Согласно утвержденному бюджету на 2017 год на улучшение материально-технической базы школ были выделены средства. Во всех школах города установлены водяные фильтры и фонтаны, которые соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. Качество воды регулярно проверяется со стороны департамента по защите прав потребителей ЗКО. Что касается школьных шкафчиков, то вопрос приобретения мебели решается администрацией школ.
Информация о сокращении объема домашних заданий была доведена до сведения педагогов. Согласно правилам рекомендуемое время для их выполнения составляет: 2-3 класс – не более 1,5 часов, 4-5 – не более 2-х, 6-8 – не более 2,5, 9-11 – не более 3-х часов в день.
Заметим, что одним из основных изменений, введенных в систему образования в этом учебном году, стало внедрение обновленного содержания образования с 1 сентября 2016 года в 1-х классах. Также в этом году меняется и форма итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ и отборочного теста в высшие учебные заведения РК».
Галым ЖАЙЫКОВ,
независимый эксперт:
— На мой взгляд, не все новшества (есть и полезные, к примеру, чистая вода и шкафчики) безболезненно приживутся в школьной среде. Во-первых, это касается электронных журналов и дневников. И без того загруженных всяческой отчетностью и писаниной педагогов без дополнительной оплаты нагрузили еще и работой за компьютерами. Соглашусь, что нужно жить в ногу со временем, но к электронной технике нужно всегда относиться с нужной мерой ответственности. А если пропадет электричество, что у нас происходит, увы, нередко, тогда «плакали» все оценки? И где гарантии, что какой-то хакер не удалит всю базу журнала? То есть 100-процетно доверять компьютеру не стоит, а это означает, что дублировать ведение журналов в бумажном варианте все равно придется. Думаю, самое главное, в чем сейчас нуждается школа – это драгоценное время для преподавания. Учителей нужно не нагружать, а освобождать от всей этой волокиты, чтобы они могли спокойно работать, творчески творить и сеять разумное, доброе, вечное. Гораздо важнее научить молодежь мыслить, а мы все пытаемся примерить на себя чужие системы образования и гонимся за современными технологиями.
Ляззат МУКАНОВА,
родительница:
— В любом случае от того, что диктует нам время, никуда не деться. И как бы не упирались педагоги, вести электронные журналы все равно придется. А чтобы не было проблем, нужно учиться ладить с техникой. Без интернета мы уже и не представляем свою жизнь. Мне, например, очень удобно, пока сын на занятиях, я уже знаю все его оценки, домашнее задание и, конечно, посещаемость. Хорошо, у кого дети примерные — я этим похвастать не могу, поэтому и контролирую каждый шаг. А как иначе, если хочешь, чтобы твой ребенок получил нормальное образование и не свернул с верного пути? В этом случае учитель и родитель всегда в контакте, не надо по сто раз бегать в школу и расстраиваться из-за «нежданчиков» в конце четверти.
Азалия Марковна,
учитель:
— Честно говоря, все эти новшества большинству педагогов не по душе. Еще с прошлого года мы начали вести бумажный и электронный журналы. Вы представляете, какая это нагрузка? Во-первых, необходимо, чтобы под рукой учителя всегда был компьютер. Кроме того, посчитайте, сколько уходит времени, если, к примеру, у меня в классе 28 человек, и на каждом уроке я отмечаю отсутствующих, заполняю дату и тему, выставляю оценки и записываю домашнее задание. Все это нужно сделать в двух вариантах в течение 45 минут. Иногда от такой нагрузки интернет начинает зависать. Кроме того, мало кто из учителей умеет быстро работать в программе Excel. Поэтому делать эту работу, за которую нам никто не доплачивает, приходится после уроков. Хотя проверки насчет того, как учителя справляются с этой нагрузкой, не заставляют себя ждать… При этом классные руководители все равно раз в месяц выписывают оценки в дневник и выдают выписки из классного журнала на родительских собраниях. И это касается только ведения журнала. А если перечислить все, что сейчас требуют от учителей и на какие мероприятия нас только не задействуют, думаю, не хватит и всей газеты…
Подготовила Маргарита ОРЛОВА