Все чаще государственные структуры предлагают свои услуги в электронном виде. С чем это связано и как активно продвигается данная форма общения госучреждений с населением, рассказывает руководитель управления государственных услуг департамента госдоходов по ЗКО Тимур Нуржанович ТУЛЕПОВ:
– Для уменьшения контакта с налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Комитетом государственных доходов проводится работа по переводу услуг в электронный формат и предоставлению альтернативных способов получения государственных услуг.
В соответствии с Реестром государственных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан № 983 от 18 сентября 2013 года, и изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства № 816 от 15 декабря 2016 года, органами государственных доходов предоставляются налогоплательщикам и участникам ВЭД, как физическим, так и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, 50 видов государственных услуг, 31 из них – налогового и 19 – таможенного направления.
По всем государственным услугам разработаны и утверждены стандарты и регламенты оказания государственных услуг. Это приказы министра финансов РК №284 от 27.04.2015 года
«Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан» и №348 от 04.06.2015 года «Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан».
– В каком виде чаще всего предоставляются государственные услуги Вашим ведомством?
– Преимущество за электронной формой, – это удобно для услугополучателей. За 2016 год органами государственных доходов Западно-Казахстанской области оказано 715 180 услуг, по сравнению с 2015-ым годом (680 114) прирост составил 5,2 %. В том числе в электронной форме было предоставлено 84,1 %, то есть 601 524 услуги, тогда как на бумажном носителе – 113 656 или 15,9%.
– Сколько и каких услуг предоставляется в электронном виде на сегодняшний день?
– В настоящее время в электронном виде доступны 33 услуги Комитета. Услуги налогового направления доступны через Кабинет налогоплательщика и портал «электронного правительства», в том числе одна из наиболее востребованных услуг для бизнеса – «Регистрационный учет индивидуального предпринимателя». Данная услуга полностью автоматизирована на портале «электронного правительства», что значительно облегчает налогоплательщикам возможность открытия собственного бизнеса и исключает необходимость посещения органов государственных доходов. С 1 января 2017 года процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя упрощена. Государственная услуга переведена на уведомительный порядок.
– Какой вид услуг является самым популярным?
– Наиболее востребовано и полностью автоматизировано «Предоставление налоговой отчетности». В последнее время налогоплательщики предпочитают предоставлять налоговую отчетность в электронном виде, в 2016 году 97,7% отчетов было сдано в электронном виде. Но помимо этого в целях обеспечения доступности государственных услуг по принципу «одного окна» органами государственных доходов проведена и продолжается работа по передаче функции приема заявлений по государственным услугам органов государственных доходов в Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан», иными словами ЦОН. Через него предоставляется 23 услуги налогового направления. В текущем году по решению Межведомственной комиссии по отбору государственных услуг, подлежащих оказанию через ЦОН, также стали доступны пять услуг таможенного направления.
– Для чего это делается?
– Увеличение электронных услуг и возможность получения их через ЦОН позволяет говорить о снижении коррупционного риска при оказании государственных услуг, так как уменьшается количество личных контактов работников органов государственных доходов с налогоплательщиками. Кроме того, при модернизации информационных систем Комитета максимально исключается участие работников в процессе обработки заявлений налогоплательщиков на получение государственных услуг. К примеру, работники не участвуют в процессе приема форм налоговой отчетности, в процессе регистрации индивидуального предпринимателя, предоставления сведений об отсутствии или наличии налоговой задолженности и так далее. Обработка заявлений и форм налоговой отчетности, представленных в электронном виде, полностью автоматизирована и не требует участия работника. Таким образом, дальнейшая автоматизация процесса оказания государственных услуг и передача функции приема заявлений по государственным услугам органов государственных доходов в Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» позволит исключить контакты работников органов государственных доходов с получателями услуг.