В декабре 2016 года не стало замечательного человека, ветерана педагогического труда Раисы Ивановны СЕЛЕЗНЕВОЙ. 26 января ей исполнилось бы 80 лет.
Когда мне сообщили о смерти Раисы Ивановны, в моей памяти, как в многосерийном фильме, кадр за кадром стало восстанавливаться десятилетия учительского труда в большом коллективе средней школы №20, где Селезнева проработала завучем с 1971 по 1981 годы. Хорошо помню свою первую встречу с ней в кабинете директора Евгения Георгиевича ЗЕЛЕНЦОВА, куда я принес свое личное дело. Он представил нас друг другу. «Надеюсь, сработаемся, я много слышал о Вас», – сказал я, «непременно сработаемся, у нас нет другого выхода», – с улыбкой пожала мне руку Раиса Ивановна. Я уже знал, что она после филфака Уральского пединститута им. А.С. Пушкина успешно и творчески поработала учителем, а затем завучем школы №4. У меня же за плечами после института была двухлетняя служба в рядах Советской Армии и десять лет успешной работы в школе №39.
Самым трудным в новой школе был первый учебный год. Школа, как водится, была сдана с недоделками, плохо работала система отопления, осенняя грязь огромнейшего микрорайона, принесенная на обуви детей, оказывалась вокруг школы, и отмыть ее тоже было проблемой. Сложностей добавляли двухсменные занятия. А еще одновременно приходилось решать более сложную задачу перехода школы на всеобщее среднее образование.
Мне кажется, Раиса Ивановна была бы отличным математиком: она так быстро справлялась с труднейшей задачей организации учебного процесса, особенно в условиях двухсменной работы школы. Составленное ею расписание занятий в первом варианте было всегда готово до 1 сентября и все корректировки в него вносились в течение первой учебной недели. И так было каждый год. Она хорошо понимала, насколько важно, особенно для женского коллектива, с самого начала обеспечить учителю благоприятные условия для его трудной работы, творчества, отдыха.
Помнится эпизод в начале сентября. В учительской собрались учителя, идет обмен новостями, из кабинета выходит завуч Р.И. Селезнева, улыбается и душевно всех поздравляет с проделанной работой. В учительской воцаряется тишина. Потом посыпались вопросы: что за работа? Оказалось, что Раиса Ивановна говорила о готовом варианте расписания на весь учебный год. Ничего себе! Сводила в единый документ бессонными ночами это расписание именно она, но итог всегда считала совместной работой всего педколлектива. Ведь оно составлялось с учетом стандартов и интересов учащихся и учителей, и было удобно всем. Тогда после паузы учителя расслабились, послышались шутки, смех и стало ясно, что в этой компании учителей мы все – единомышленники.
Учителя того десятилетия вспоминают большую творческую работу Раисы Ивановны – ее проект «Обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей школы». Но в тот памятный первый год работы школы первое полугодие было неимоверно тяжелым. Но то, что полученные результаты неудовлетворительны, понимали даже учащиеся. Третья четверть тоже была тяжелой, но нам уже удалось наладить дифференцированный подход в планировании и проведении уроков по предметам. В результате этой большой методической работы под руководством Раисы Ивановны нам удалось ликвидировать неуспеваемость учащихся, которые не пропускали уроков. Удалось также внедрить единые требования к учащимся, их поведению, самообслуживанию.
Как-то в конце третьей четверти, Раиса Ивановна показала мне данные к педсовету и спросила: «Как оценишь?» Наши оценки совпали: результат ниже среднего. «Но ведь у нас есть и чему порадоваться, – отметила завуч. – Вот два девятых класса, чувствуется, что ученики серьезно намерены закончить школу. А команда легкоатлетов заняла в городских соревнованиях третье место – это же достижение! Но самое главное, третья четверть показала, что наш педколлектив сложился, у нас много учителей с хорошим потенциалом, его надо развивать. Уверена, что у нашей школы светлое будущее. Ведь мы выстояли и даже сумели продвинуться вперед».
Уже в кабинете директора при подготовке к педсовету мы пришли к общему мнению, что четвертая четверть в нашей школе должна пройти под знаком нашего общего успеха, радостного восприятия жизни в процессе учебы и общения в стенах школы. Этому были посвящены все весенние каникулы. Классы, предметные кабинеты удалось обновить, в кинозале и рекреациях разместили классные стенгазеты и выставки творческих работ учащихся, сделали косметический ремонт, генеральную уборку с привлечением старшеклассников, родителей и шефствующих над школой предприятий. Попросили родителей уделить своим детям больше, чем обычно, внимания перед началом четвертой четверти. В общем, всем миром постарались создать благоприятный микроклимат для учащихся, поднять их самооценку и мотивировать на успешную учебу. И это не замедлило дать результат!
Хочу отметить, что в те годы учителя работали в основном с классами, активно формировались классные коллективы, которые были интернациональными. Рядом за партами сидели немцы, корейцы, татары, казахи, русские, кавказцы, украинцы, белорусы, но вопросы культуры общения, взаимопонимания и дружбы решались с самого детства. В детях воспитывался коллективизм и взаимовыручка. Отказавшись от достижений социализма, мы получили целый пакет новых проблем, которые теперь уже превращаются в большую угрозу – терроризм, религиозный фанатизм всех мастей, агрессивный индивидуализм…
Все десять лет работы педагогического коллектива школы с Раисой Ивановной были отмечены ее инициативными творческими проектами. Это развивающая методика обучения, обобщение педагогического опыта, дифференцированный подход к учащимся в изучении программного материала. Много усилий она приложила к организации учебной работы в школе с использованием предметных кабинетов.
Причем, она не просто требовала, а учила учителей, используя свой многолетний опыт, и знала на кого из педагогов можно положиться и у кого из них можно поучиться. Нередко мы слышали от нее приглашение на свой урок или на урок коллеги. Чтобы увидеть и обсудить инновацию в работе, достойную или нет для применения в практике других учителей. Она утверждала: «Каждый учитель должен иметь вреди своих учеников таких, кто превзошел своего учителя». Как-то я ей сказал, что это мудрое мировое изречение не имеет отношения к общеобразовательной школе, со мной согласились многие учителя. Раиса Ивановна лишь улыбалась в ответ и настойчиво, ежедневной кропотливой работой привела наш коллектив к тому, что у каждого учителя, начиная с начальных классов, в итоге сложилась группа учеников с высоким уровнем подготовки, которые способны были конкурировать с учениками школ города и добиваться призовых мест в городских олимпиадах по предметам.
У Раисы Ивановны были талантливые коллеги-последователи Ирина Александровна САВИЧЕВА и Вера Павловна КОФАНОВА, их литературные вечера с театрализованными постановками были очень интересными. Их ждали и охотно посещали. Костюмы и декорации делали своими руками, а игра – просто восторг! Я тоже как-то снискал славы на одном из таких вечеров, посвященных творчеству Есенина. Зная, что я умею подражать его голосу, Раиса Ивановна придумала такой ход: в зале гас свет, на экране появлялся большой портрет Есенина, а я сидел в темном уголке и голосом Есенина читал монолог Хлопуши. Эффект был подобен разрыву бомбы. Когда свет зажегся, зал сидел в оцепенении, а после объявления Р.И.Селезневой меня как исполнителя этой роли, взорвался овациями.
Трудами Раисы Ивановны в школе была хорошо поставлена работа с русским языком и литературой. Я всегда удивлялся, как в то время наши ученики умели писать сочинения. Не все, конечно, но большинство это делало очень даже хорошо. Например, наш выпускник Евгений ЧУРИКОВ еще в школьные годы писал статьи об учителях и учениках школы, а потом стал профессиональным журналистом.
В нашей школе ученики получили хорошие знания и по математике, физике, окончили престижные вузы и стали настоящими профессионалами. В качестве примера не могу не сказать о выпускнике школы Александре КОВЕЛЕ. В течение трех лет он был лучшим учеником математики города по результатам городских и областных олимпиад, с первой попытки поступил в московский вуз и стал успешным учителем.
За десять лет работы школы мы выпустили более тысячи выпускников, многие из них стали гордостью нашего города и всей области. Среди были заместители акимов города и области, руководители областных управлений. Например, Яхия ЧУДРОВ много лет руководил энергетикой области, братья КАТАЕВЫ тоже проявили себя, в том числе в педагогике, в коллективе завода «Зенит» тоже много наших выпускников тех лет.
К сожалению, многие учителя, которые были непосредственно причастны к воспитанию и формированию того поколения, ныне оказались лишними и нередко можно услышать грубость: «Чего вы хотите? Ваши звания «Отличник просвещения» и «Ветеран труда» ничего не значат! Кто вам их давал? Ведь такой страны теперь нет и никто вам ничего не должен». Очень надеюсь, что Раиса Ивановна избежала такого унижения.
После работы в школе №20, в 80-е годы она возглавляла городской отдел народного образования (горОНО), в 90-е была директором СОШ №21. Это легендарный человек, педагог с большой буквы, уникальный организатор образования. Одна из многих ее последователей В.П. Кофанова очень благодарна судьбе за то, что рядом с нею был такой наставник. «Когда Раиса Ивановна стала директором СОШ №21, она часто проводила в своей школе методические семинары для учителей языка и литературы школ города, где мы могли поделиться мнениями, поспорить, совместно решать школьные проблемы. Это были интересные встречи с посещением открытых уроков и внеклассных мероприятий, с которых мы уходили окрыленными, полными творческих планов».
Время, о котором вспоминаем сейчас я и оставшиеся еще в живых учителя 20-ой школы ее первых десяти лет становления, развития и подъема, отмечено беззаветным творческим трудом Учителя Р.И. Селезневой. Для нас, учителей тех лет, она всегда была примером, для многих навсегда осталась добрым наставником, для учащихся – любимым учителем. Так получилось, что 40 дней со дня ее смерти совпадают с днем ее 80-летия. Мы скорбим, искренне соболезнуем родным Раисы Ивановны. Она была очень хорошим человеком. Такой и останется в нашей памяти.
Виктор ЗЕЛЕНЦОВ,
ветеран педагогического труда