Прокуратура ЗКО бьет тревогу: права детей-сирот ущемляются в массовом порядке. Дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут получить работу и жилье, практически лишены доступа к обучению в вузах и даже подвергаются сексуальному насилию. И это далеко не полный перечень их проблем.
Почему дети-сироты оказались в таких жизненных условиях и как можно исправить сложившуюся ситуацию, обсуждали на коллегии прокуратуры области, которая состоялась на минувшей неделе.
На обочине жизни
Как отметила старший помощник прокурора ЗКО Алмагуль ИСМАГУЛОВА, выступившая с основным докладом, последний раз состояние законности в сфере защиты прав детей-сирот рассматривалось на заседании коллегии прокуратуры области в 2012 году.
— С указанного времени многое, конечно, изменилось в лучшую сторону: сократилось число детей, оставшихся без попечения родителей, гораздо реже стали допускаться нарушения санитарных и противопожарных норм, усилен педагогический потенциал, значительно улучшены материально-техническое обеспечение и условия проживания детей. Однако нарушения прав детей-сирот продолжают иметь место, — сообщила Алмагуль Исмагулова. – К примеру, если взять патронатное воспитание, приходится констатировать, что, к сожалению, мероприятия, направленные на расширение сети патронатных семей и оказание им социально-психологической поддержки, на сегодняшний день проводятся на крайне низком уровне. В 2013-2015 годах дети на патронатное воспитание вообще не оформлялись. Более того, желающие взять на патронатное воспитание детей не могут получить полную информацию о детях, особенно в возрасте до 3 лет, эта информация почему-то представляет тайну. С другой стороны, продолжает иметь место проблема вторичного сиротства, когда приемные родители, не справляясь с детьми, взятыми на воспитание, повторно возвращают их в детские дома. А это огромный стресс для детей.
По данным прокуратуры, по различным причинам за последние три года погибло 7 детей-сирот, а половому насилию подверглись пятеро. Одна девочка была изнасилована супругом патронатного воспитателя (впоследствии он был осужден к 10 годам лишения свободы), трое детей подвергались насилию в детском доме, один ребенок развращался усыновителем (виновный осужден к семи годам лишения свободы). Также выявлены факты занятия несовершеннолетних детей-сирот проституцией. При этом о некоторых случаях было известно администрации учреждений, но они скрывали эти факты.
В результате ненадлежащей профилактической работы 7 воспитанников областного детского дома и детской деревни в 2015 году и истекшем периоде 2016 года совершили преступления. Так, один ребенок в текущем году угнал автомобиль, другой совершил вымогательство, третий — хулиганство, двое детей совершили грабеж, остальные — кражи.
Оставляют желать лучшего и показатели по взысканию алиментов. По сведениям надзорного органа, из 541 ребенка, оставшегося без попечения родителей, алименты назначены судами только в отношении 286 детей. Хотя даже из этого числа фактически получают алименты только 42 ребенка.
— Несмотря на то, что алименты не выплачиваются годами, а суммы задолженностей измеряются миллионами, вопрос о применении в отношении должников административных и уголовных мер никем не ставится, — отметила Алмагуль Исмагулова.
Еще одна острая проблема, с которой сталкиваются выпускники детдомов – это отсутствие жилья. На сегодня нуждаются в жилье 2436 детей-сирот, из которых 1249 достигли 18 лет. В настоящее время свыше 600 бывших воспитанников детских домов самостоятельно проживают на съемных квартирах. При этом было отмечено, что за последние три года по области было сдано в эксплуатацию почти 1500 квартир в домах, построенных за счет государства, и только около 100 детей-сирот смогли получить там жилье.
— Дом юношества «Шанырак», в котором проживают выпускники детских домов, рассчитан на 106 мест, причем возраст его обитателей не должен превышать 23 лет, однако в настоящее время в нем проживают 173 человека, и часть из них уже давно перешагнула данный возрастной порог, — продолжала сыпать неприглядными фактами старший помощник прокурора ЗКО. — Кроме того, техническое и санитарное состояние Дома юношества крайне неудовлетворительное. Однако, несмотря на плачевное состояние здания и внутренних помещений, ремонтные работы в них не проводились более 16 лет. А ведь у многих жильцов «Шанырака» есть маленькие дети, которые вынуждены жить в антисанитарных условиях.
Кроме того, как отметила докладчик, в Доме юношества в настоящее время проживают 17 лиц, освободившихся из мест лишения свободы, один ВИЧ-инфицированный, одно лицо, состоящее на учете в тубдиспансере, одно лицо, страдающее наркоманией, 84 — алкогольной зависимостью. Большинство остальных воспитанников придерживается нетрадиционного религиозного течения «салафизм».
Еще одна немаловажная проблема, которую озвучила Алмагуль Исмагулова, касается получения выпускниками детдомов среднеспециального и высшего образования. Как выяснилось, право обучаться в колледжах, расположенных в Уральске, имеют только 5-6 выпускников, остальные могут получить образование лишь в сельских колледжах. Эта закавыка объясняется тем, что в уральских колледжах для детей-сирот выделено только по одному месту. К тому же проведенный опрос детей показал, что они не имеют возможность самостоятельно выбирать специальность, в связи с чем вынуждены учиться там, куда их направит администрация учреждения. Что касается высшего образования, то за последние три года в ВУЗы зачислено только двое детей-сирот.
— Налицо потеря семейных ценностей в обществе. При этом проводимые уполномоченными органами мероприятия под лозунгом сохранения и развития семейных ценностей проводятся с благополучной аудиторией, не доставляющей проблем. Необходимо менять формат круглых столов и совещаний и целенаправленно работать с аудиторией, требующей повышенного внимания, а не со студентами и учениками, как у нас это принято для массовки, — констатировала старший помощник прокурора.
От критики к предложениям
После доклада прокурор ЗКО Сапарбек Нурпеисов предоставил слово представителям областных управлений образования и координации занятости. Правда, услышать первых руководителей ведомств не удалось. Оба оказались в командировке. Отдуваться за начальство пришлось заместителям. Они попытались оправдаться за допущенные недостатки и нарушения, однако руководителя надзорного органа их ответы не удовлетворили. В итоге он поручил обоим управлениям в ближайшее время подготовить конкретные предложения по улучшению ситуации.
Когда речь зашла о взыскании алиментов, руководитель региональной палаты частных судебных исполнителей Жандос САМАТОВ (а с недавних пор именно частные судоисполнители занимаются взысканием алиментных платежей – прим. автора) сослался на то, что у многих родителей отсутствует работа и имущество, на которое можно было бы обратить взыскание. Однако Сапарбек Нурпеисов возразил:
— Но ведь они живут на что-то – питаются, одеваются и так далее, значит, где-то зарабатывают. Надо выяснить этот вопрос и найти источник заработка. Если действительно совсем нечего с них взять, тогда нужно хотя бы наказывать как в административном, так и уголовном порядке, чтобы они чувствовали ответственность.
Затем слово попросили представители различных НПО. И здесь прозвучала совсем другая точка зрения. К примеру, председатель общественного объединения «Байтерек» (занимается проблемами детей-инвалидов) Мерует САНКАЕВА заявила, что, несмотря на наличие проблем у детей-сирот, проживающих в детдомах, у многих из них наблюдаются иждивенческие настроения и потребительское отношение, они не приспособлены к самостоятельной жизни.
— Я считаю, что мы иногда перегибаем палку в защите их прав. Для детей-сирот создаются такие барские условия, что они к ним привыкают и не хотят работать. Отсюда, скорее всего, и низкая занятость, — выразила мнение руководитель «Байтерека».
Ее поддержала координатор общественного фонда «Дом мамы» по ЗКО Надия ЛИСИЦЫНА. Она также сказала, что воспитанники детдомов зачастую «ведут себя так, будто им все обязаны». В то же время Надия Лисицына попросила рассмотреть вопрос возвращения в законодательство нормы о статусе и льготах матерей-одиночек:
— Женщина отдает ребенка в детдом, так как не видит никаких перспектив. Ей приходится до трех лет сидеть с ребенком, поскольку у нас берут в садик только с трех лет, и все это время у ней нет возможности работать, чтобы прокормить себя и ребенка. Если бы вернули статус матери-одиночки с его льготами, думаю, у женщин появилась бы уверенность, и они бы гораздо реже отдавали детей в детдом.
По поводу слабых темпов обеспеченности выпускников детдомов жильем высказался заместитель акима области Марат ТОКЖАНОВ:
— Наша область находится на лидирующих позициях по республике по обеспечению выпускников детей-сирот жильем, другой вопрос, что есть квота, определенный процент, который мы не можем превышать. То есть если оговаривается, что мы в таком-то году должны выдать жилье такому-то количеству детей-сирот, мы и выдаем столько, сколько положено. Если лимит будет превышен, нас же и обвинят в нецелевом использовании бюджетных средств, скажут: «Все равны перед законом, почему вы отдаете приоритет детям-сиротам?»
В ответ прокурор ЗКО заявил следующее:
— Квота на выдачу жилья определенной категории нуждающихся – это минимальный процент, который должен соблюдаться, но если хотите выдать больше – пожалуйста! Это не нарушение закона!
В свою очередь, руководитель городского отдела образования Жансулу ТУРЕМУРАТОВА посетовала на дефицит сотрудников органов опеки и попечительства и указала на то, что эти функции не должны входить в структуру органов образования.
— Во многих цивилизованных странах органы опеки имеют самостоятельный статус и отделены от органов образования. Мы должны заниматься качеством обучения в школах, состоянием объектов образования, другими вопросами, касающимися именно сферы образования. А опека и попечительство – это социальная сфера, это другое. Поэтому я предлагаю либо увеличить штат наших работников, занимающихся вопросами опеки и попечительства, а их у нас в отделе всего четыре человека, либо рассмотреть возможность выведения их в отдельный орган и придания самостоятельного статуса, — отметила глава горОО.
Звучали и другие предложения. К примеру, депутат областного маслихата Ляна ТУРСЫНОВА предложила возродить трудовые лагеря, чтобы подростки из детдомов приобщались к полезному труду и таким образом перевоспитывались. Руководитель общественного объединения «Союза воспитанников детских домов «Нур» Геннадий ФРАНК предложил создать некий кризисный центр для выпускников детдомов, где велась бы профориентационная работа, чтобы помочь им определиться с выбором дальнейшей профессии, где они могли бы получить юридическую и иную консультацию.
Все высказанные предложения и мнения прокурор ЗКО обещал внести в итоговый протокол коллегии и направить его в вышестоящие инстанции. При этом он озвучил ряд мер для исправления сложившейся ситуации, уже внесенных в протокол. Среди них:
— руководителям правоохранительных органов навести порядок в интернатных учреждениях;
— улучшить техническое и санитарное состояние таких учреждений;
— в вопросе соблюдения жилищных прав шире использовать возможности предоставления арендного или бесхозного жилья;
— гарантировать защиту имущественных и неимущественных прав детей-сирот;
— в приоритетном порядке трудоустраивать выпускников детдомов, вовлекать в эту работу бизнес-сообщество;
— усилить работу и взаимодействие уполномоченных органов по взысканию алиментов.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО
Только цифры:
В ЗКО насчитывается 966 детей, проживающих без родительского попечения, у 425 из них родители погибли, у остальных родители живы, но не воспитывают своих чад в силу различных причин. 762 ребенка в настоящее время проживают в приемных семьях, 204 – в учреждениях для детей-сирот всех типов.