«Мир на холсте – мои воспоминания – кистью и красками я передам, мир на холсте – ушедших дней дыхание, остановилось время там, остановилось время там!..» — пели участники легендарной группы «Синяя птица» в октябрьском концерте 2014 года на сцене ДК «Зенит». Дыхание дней ушедших… «Где уральский художник Сергей Сайбель с его полотнами? Говорят, в Самаре. Над чем работает? Увидим ли мы вновь Сергея в родном городе?» – вот какие мысли навеяла услышанная песня.
Мне память дорога…
И вот свершилось: Сергей Сайбель снова в Уральске, из которого он уехал в 2005 году. В минувшую пятницу в недавно отремонтированном городском выставочном зале открылась его персональная выставка «Корни», на которой было представлено более 50-ти работ художника. Организатором выставки выступил общественный культурно-просветительский фонд «Старый Уральск». Сам художник посвятил ее памяти Натальи Акимовны Сладковой – попечителя музея «Старый Уральск», прекрасного человека. Именно она предложила организовать в Уральске выставку картин Сергея Андреевича.
Открывший выставку директор дворца культуры молодежи Серик Кайрлиев искренне поздравил многочисленных уральцев и гостей города с этим знаменательным событием, пожелал Сергею Сайбелю творческих успехов. Председатель фонда «Старый Уральск» Геннадий Мухин вручил ему благодарственное письмо за отличную экспозицию картин. С открытием выставки многочисленных уральцев и гостей города поздравил вице-консул Российской Федерации в городе Уральске Юрий Пономарев.
Сергей Сайбель окончил строительный техникум, работал художником-оформителем. Азам графики и станковой живописи он учился самостоятельно. Как говорит художник, его живописный опыт тесно переплетается с поэтическим, на творчество вдохновляют казачьи песни и предания.
— Все это я слышал с детства от дедушки и бабушки. Мне кажется, самая правдивая история та, которая рассказана свидетелем событий, а не та, которую потом описывают в книгах, — говорит Сергей. – История яицких казаков – своего рода сундук, набитый драгоценностями. Эти драгоценности – честь, любовь, уважение к предкам. Когда я писал свои картины, моей рукой владела любовь…
Быть самим собой
В полотнах Сайбеля отразились не только казачий быт, обряды и предания. Есть картины, выполненные вроде бы в реалистической манере, но по композиции, духу, глубине восприятия – философские, обогащенные метафорами. Яркий тому пример – картина «Свет и звоны». Энергетика, мощь колокольного звона передается как яркий световой поток. За веревочки колокола дергают ангелы, а на переднем плане – портрет художника с кистью в котором угадываются черты автора картины.
В философской манере также выполнены представленные на выставке полотна «Корни» и «Берега». Есть яркие бытовые зарисовки: «Жаркий полдень» (Подворье уральских яицких казаков Живетиных), «Курени», «Казачий круг», «Моя будара», «В Зауральской степи. Степняки»… Есть и более современные мотивы: «Второй рабочий поселок», «Зима. Уральск. Курени»
Каждая картина неповторима не только по сюжету, но и по художественному стилю. В некоторых работах вдруг появляется воздушность, легкость, «размытость» красок, характерная для творчества Поля Сезанна и других импрессионистов. А когда из труб куренских домиков тянутся в небеса нити дыма, сразу приходит на память знаменитое полотно яркого представителя постимпрессионизма Винсента ван Гога «Звездная ночь над Роной»: дым из труб льется в звездные дали, земля словно сливается с космосом… Художественный метод Сергея Сайбеля говорит о том, что он творит в русле, не побоюсь этого слова, мировых – прошлых и современных – тенденций в изобразительном искусстве, не теряя при этом своей самобытности, приверженности истории родной земли, Приуралья.
На выставке он активно общался практически с любым, кто к нему подходил: отвечал на вопросы, пояснял, рассказывал что-нибудь интересное. А с интересным и ярким у Сайбеля никогда проблем не было, ведь его родители, геофизики по профессии, часто брали маленького Сережу в экспедиции. Вот откуда столько впечатлений и наблюдательности! Однажды, около тогдашнего Гурьева, он сел верхом на только что пойманную рыбаками белугу – ноги мальчика до земли не достали!..
Залу – быть?
Многие посетители обратили внимание, что после ремонта выставочный зал, которому в текущем году исполняется 35 лет, стал просторнее. Его директор Нуртай Жардемов говорит, что это стало возможным благодаря устройству ниш. Ремонт был произведен силами коллектива выставочного зала на заработанные за оказание платных услуг средства. С привлечением сторонних подрядчиков ремонт обошелся бы гораздо дороже, сказал Н. Жардемов.
Он особо подчеркнул, что вопреки слухам о якобы грядущей приватизации городского выставочного зала, его передача частному лицу не предусмотрена, помещение по-прежнему будет использоваться по прямому назначению.
Дай Бог! Практика, однако, показывает, что расслабляться все-таки не стоит: слишком много сейчас появилось охотников приватизировать учреждения образования, спорта, здравоохранения и культуры — с ведома госструктур составляются даже списки таких объектов, о чем «Н» уже писала. И при этом мы повторяем заученную с советских времен фразу о том, что искусство принадлежит народу. Раз принадлежит, значит надо это искусство беречь и показывать его в специально предназначенных для этого зданиях.
Александр СУЕТИН,
фото Георгия СЕМЕНОВА