С помощью смекалки и друзей 33-летний инвалид Виталий ГОЛУБЕВ из Уральска ездит по улицам города на четырехколесном транспорте собственного производства.
С детства интересовался техникой
Горожане часто видят, как по улицам города разъезжает парень на необычном четырехколесном транспорте. Это Виталий ГОЛУБЕВ — инвалид 1 группы с диагнозом «детский церебральный паралич» (ДЦП). Виталий ходит и говорит с трудом. Ему было очень сложно передвигаться на большие расстояния, пока он не сконструировал себе гибрид велосипеда, квадроцикла и мопеда.
Голубевы проживают в небольшом стареньком доме по ул. Алмазова. Во дворе дома Виталий с другом Славой «шаманят» над необычным изобретением. На лай собаки выходит мать Виталия – Валентина ГОЛУБЕВА.
По ее словам, с раннего детства любимым занятием сына было разбирать и собирать игрушечные машинки. Подростком Виталий перешел на исследование велосипедов, мопедов и мотоциклов.
— Велосипеды и мопеды постоянно со свалки домой таскал и собирал тут. Сначала я ему купила трехколесный велосипед. Затем четыре колеса новых приобрели, а потом уже в этом году мотор поставили, — рассказывает Валентина Ивановна.
Виталий родился семимесячным, в 3,5 месяца у него диагностировали ДЦП, как считает мать, после вмешательства врачей, назначавших уколы по наращиванию массы тела. Сейчас они живут на пенсии от государства.
— Этого нам хватает. Но он часто жалуется на здоровье. У него болят суставы. Лекарства дорогие. С таким диагнозом сына на работу не берут, а голова у него работает отлично. Было бы хорошо, если бы ему удалось устроиться, хотя бы на минимальную зарплату. И санаторное лечение сыну не помешает, — говорит пенсионерка.
Кружим, кружим по району…
Транспорт, которому еще не придумано название, для Виталия собирали друзья. Сам автор проекта координировал работу. Гибрид трехколесного велосипеда, квадроцикла и мопеда обошелся автору примерно в 180 тысяч тенге. Основные затраты пошли на покупку мотора от мопеда (около 50 тысяч тенге), четырех колес с резиной и дисками (40 тысяч), велосипеда, который лег в основу конструкции (60 тысяч), работу механика и сварщика, чтобы все это вместе еще и ездило на приличной скорости. Транспорт Виталия очень экономичен – 2 литра бензина хватает почти на неделю езды по городу.
— Виталий, а для людей-инвалидов такое можно еще соорудить? – спрашиваем.
Он в знак согласия кивает головой: — Да.
Речь Виталия почти не разобрать. Пожалуй, только родные и друзья быстро понимают его слова. Чаще всего Виталий использует свое любимое выражение: «А куда деваться?» Это «А куда деваться?», вероятно, и стало главным мотивом при конструировании очень удобного транспорта для «особенных» людей. Местные власти к изобретению Виталия пока интереса не проявили. На сегодня по данным ОО «Арба» в ЗКО зарегистрировано около 1200 инвалидов-колясочников от детей до пенсионеров. Большинство из них, по данным общественников, не имеют доступа к общественным и госучреждениям, больше половины из которых не приспособлены принимать инвалидов на коляске. Обычное передвижение по городским улицам для такой уязвимой категории людей – серьезное испытание. Автомобиль, тем более переободрудованный, не каждому по карману. В подобных условиях изобретение Виталия Голубева в нормальной стране как минимум заинтересовало бы представителей власти или бизнеса, не говоря о массовом производстве такого спецтранспорта.
Санат УРНАЛИЕВ,
фото автора.