Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
2 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    Банки и заемщики: движение навстречу

    Недавно в свет вышли новые законодательные акты, направленные на усиление защиты прав заемщиков банков. В чем суть?

    Прощение для избранных
    Начнем с самого интересного. В стране предлагают прощать кредиты некоторым категориям граждан. Сейчас в парламенте обсуждают перечень лиц, с которыми будет запрещено общаться коллекторам. В силу ситуации, в которой оказались эти граждане, Нацбанк считает возможным прощать им долги перед банками. Так, в проект закона о коллекторской деятельности предлагается внести норму, которая запрещает коллекторам взаимодействовать с некоторыми категориями граждан.
    «Не допускается осуществление коллекторской деятельности в отношении должника — физического лица, относящегося к одной из следующих категорий:
    инвалиды и участники Великой Отечественной войны; лица, приравненные к инвалидам и участникам ВОВ; инвалиды 1 и 2 групп; несовершеннолетние; пенсионеры по возрасту; лица, признанные судом недееспособными или ограничено дееспособными; лица, состоящие на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах; лица, находящиеся на лечении в туберкулезном диспансере; лица, имеющие профессиональные заболевания или получившие увечья в результате несчастного случая, произошедшего при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей или страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, согласно списку заболеваний, утвержденному правительством, приведшие каждый в отдельности к установлению лицу степени утраты общей трудоспособности от 80 до 100 процентов включительно; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы; лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных и общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке и осуществлении полета в космическое пространство, при спасении человеческой жизни, при охране правопорядка».
    Депутаты задались вопросом: не получится ли так, что банки перестанут давать кредиты перечисленным категориям граждан?
    — Понятно, что это не прямой запрет на выдачу кредитов, но это тот фактор, который банки будут рассматривать при определении суммы кредита, способности обслуживать заемщиков и очевидно, это снизит существенно вероятность получения кредитов данной категории заемщиков, — ответили представители Национального банка.

    Поправки с послаблением
    Как говорится в информационном сообщение областного филиала Нацбанка РК, которое получила «Н», в этом году по неработающим кредитам были внесены поправки в отдельные законодательные акты, направленные на усиление защиты прав заемщиков. Первый блок касается мер по повышению прозрачности банковских услуг, а второй – мер по снижению долговой нагрузки казахстанских заемщиков. Последнему способствует, к примеру, запрет на выдачу ипотечных займов в иностранной валюте при отсутствии у заемщика-физического лица доходов в такой валюте в течение шести месяцев до обращения за займом. Или снижение и ограничение предельного размера неустойки за неисполнение обязательства (по истечении 90 дней – не более 0,03% за каждый день просрочки).
    Также существует беспрецедентная на территории СНГ норма, которая направлена на предотвращение роста долга заемщика. Речь идет о запрете на требование выплаты вознаграждения и неустойки по ипотечному и жилищному займу, начисленных после 180 последовательных дней просрочки.
    Особое внимание уделено вопросам реструктуризации (пересмотр условий обслуживания долга, — прим. авт.) займов. Поскольку на практике банки в качестве варианта реструктуризации задолженности зачастую предлагают выдачу нового займа, при этом все просроченные и непогашенные суммы вознаграждения, комиссий и неустойки суммируются к основному долгу. Поэтому введен запрет на капитализацию вознаграждения и неустойки к основному долгу при реструктуризации или рефинансировании ипотечного жилищного займа.

    Прозрачнее, значит, понятнее
    В сообщение приводятся слова начальника Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций НБ РК Александра ТЕРЕНТЬЕВА, который говорит, что такие нормы, как требование к предоставлению казахстанцам для выбора условия кредитования, при которых не предусмотрено взимание комиссий и иных платежей, а также условия кредитования, предусматривающие право банка взимать, помимо ставки вознаграждения, комиссии и иные платежи, позволяют сделать банковские услуги доступными и прозрачными.
    Терентьев отмечает, что в настоящее время банки должны предоставлять заемщикам на выбор проекты графиков погашения, рассчитанные согласно методикам Нацбанка.
    — Также введен запрет на изменение условий договоров банковского займа в одностороннем порядке, за исключением предусмотренных Законом и договором случаев улучшения для заемщика при уведомлении заемщика, а также закреплены условия улучшения договора банковского зай-
    ма, — сообщает Терентьев. — При этом за заемщиком закреплено право в течение 14 дней отказаться от предложенных банком улучшающих условий.
    Кстати, в этом году Нацбанком РК также введен уведомительный порядок, согласно которому финансовые организации обязаны уведомить регулятор об утверждении услуг по предоставлению финансовых продуктов, микрокредитов. По словам Тереньтева, это сделано в целях защиты интересов потребителей финансовых услуг. Основным назначением введения уведомительного порядка является изучение и анализ уполномоченным органом финансовых продуктов и микрокредитов, включая их рекламу. При этом в рамках контрольных и надзорных функций уполномоченный орган реагирует при выявлении нарушений требований законодательства с требованиями об устранении последних.

    Подготовила
    Маргарита ОРЛОВА

    ВОПРОС-ОТВЕТ

    Решение — за клиентом
    — Казалось бы, в связи с кризисом банки второго уровня должны были сократить комиссионные сборы. Однако, к примеру, в некоторых банках за обслуживание в кассе берут по 360 тенге. Конечно, в банках работает система терминалов. Но, как известно, терминал не выдает сдачи. Оставшуюся разницу допускается перечислять на сотовый телефон. Но если человек желает получить излишек денег в виде наличных, как быть и насколько правомочны действия банков в этом случае?

    Марат БУЛАТОВ

    Комментарий

    В соответствии с законодательством, которое нам разъяснили эксперты в банковской сфере, в данном случае каких-либо нарушений не усматривается. Дело в том, что отношения между банками и их клиентами осуществляются на основании договоров. При этом ставки вознаграждения и комиссии, а также тарифы за оказание банковских услуг устанавливаются банками самостоятельно с учетом ограничений, предусмотренных законами РК.
    Кроме того, в соответствии с правилами до заключения договора о предоставлении банковской услуги банк предоставляет клиенту информацию о ставках и тарифах, сроках принятия решения по его заявлению; об условиях предоставления банковской услуги и перечне необходимых документов для заключения договора, а также об ответственности и возможных рисках клиента в случае невыполнения обязательств по договору и прочее.
    При возникновении спорных ситуаций банк в обязательном порядке информирует клиента о его праве обращения по получаемой банковской услуге в банк, к банковскому омбудсману (по ипотечным займам), в уполномоченный орган или в суд. В этих целях клиенту предоставляется информация о месте нахождения, почтовом, электронном адресах и интернет-ресурсах банка, банковского омбудсмана и уполномоченного органа.
    Наряду с этим банк размещает в помещениях филиалов и на своем интернет-ресурсе актуальную информацию о ставках и тарифах за банковские услуги с указанием сведений о датах утверждения и внесения изменений в них, в соответствии с которыми клиенты банка вправе сами принимать решение, как о выборе банка, так и способе оплаты: через терминал либо через кассу банка.


     
    Предыдущая статьяДержать память в чистоте
    Следующая статьяВакцинация только на бумаге
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Уральск больше не будет разрастаться

    Город теперь будет расти только на своей территории за...

    Рекомендуем

    По детсаду «Карлыгаш» в Уральске заключено соглашение

    Об этом рассказали представители инициативной группы родителей, встретившиеся с...

    В Уральске горел магазин «Жайык»

    Из жилого дома эвакуировано 50 человек. Роман ДРОЗДОВ Сообщение о сильном...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл