Как сообщалось ранее, с 1 сентября текущего года в первых классах общеобразовательных школ Казахстана вводится пятидневная учебная неделя. В последующих годах это новшество обещают внедрить и в оставшихся классах. В частности, в 2017 году пятидневку планируют ввести во 2-х, 5-х, 7-х и, возможно, 9-х классах. При этом восполнить образовавшийся пробел в учебной программе планируется за счет продления занятий в июне.
— Если мы вводим пятидневную неделю, мы должны будем увеличить сроки пребывания в школах летом. На сегодня планируется, что первоклассники будут оканчивать учебу в районе 1 июня, и с каждым годом такое продление будет нарастать. Старшеклассники где-то в середине июня будут оканчивать, — отметил министр образования Ерлан САГАДИЕВ.
Правда, уже в минувший понедельник глава МОН РК дополнительно сообщил, что с внедрением обновленных программ учебный год (34 недели) в средних и старших классах будет продлен всего лишь на 10 учебных дней, а в первых классах – на пять дней, то есть до 1 июня.
— Мы детям дали 34 дополнительных выходных дня в году. В этом году первоклассник получит 29 выходных, считайте это почти 1,5 месяца дополнительного отдыха для родителей, преподавателей и детей, — сказал Ерлан Сагадиев.
В МОН обещают, что обучение по обновленным программам не уменьшит дни каникул осенью, зимой и весной.
Тем временем обеспокоенные родители школьников уже начали сбор подписей в интернете под петицией о недопущении продления учебного года.
«В настоящее время появляются сообщения о том, что учебный год в школах РК будет продлён за счет уменьшения летних каникул. Считаем, этого нельзя допустить. В нашем климате, где в зимний период мало солнца, трехмесячный летний отдых необходим детям для здоровья — как физического, так и морального. Именно летом у детей больше возможности отдохнуть на свежем воздухе: в оздоровительных лагерях, на море, на речке, в парке. Согласно данным психологов, в период с мая по октябрь дети, как правило, жалуются на снижение концентрации внимания, потерю интереса к учебе. Продление учебного процесса в летние месяцы пользы для учеников не принесёт. Перевод на пятидневное обучение за счет сокращения летних каникул приведет только к ухудшению здоровья детей. Мы категорически против этого», — гласит текст петиции на сайте change.org.
Корреспондент «Н» опросил местных экспертов и родителей, чтобы выяснить, как они относятся в очередной реформе Министерства образования.
Адександр МОЗЖУХИН, директор СОШ №6:
— Пятидневка в начальной школе – это хорошо, дети младшего школьного возраста должны быть в выходной день вместе с родителями. Это неправильно, когда родители в субботу отдыхают, а ребенок вынужден идти в школу. Другой вопрос – как грамотно восполнить пробел, связанный с освобождением субботы от занятий. В принципе, это можно сделать за счет дифференциации предметов, за счет уменьшения объема изучаемого материала. Я согласен, что с нашим климатом детям будет очень трудно учиться в школах в июне. Кондиционеры, конечно, можно повесить, но в наших школах в основном слабая старая проводка, которая вряд ли выдержит дополнительную нагрузку от работы кондиционеров.
Виктор ФОМИН, директор областного центра детско-юношеского туризма и экологии, кандидат педагогических наук:
— Введение пятидневного обучения не должно происходить за счет летних каникул, это, как говорится, святое. Да и народ не поймет. По моему мнению, из школьной программы можно безболезненно убрать некоторые предметы, которые ученик может изучать дополнительно, во внешкольное время: музыка, рисование, например. В общем, следует пересмотреть учебный план и учебную программу, ведь в школе изучается немало того, что в последующей жизни практически не пригождается.
У нас почему реформы буксуют? Потому что никто не меняет образ жизни ученика, а только экспериментируют с учебной нагрузкой. Отсюда и проблемы.
Елена ГЕГАМЯН, психолог:
— В выходные дни дети должны отдыхать, набираться сил, поэтому пятидневку считаю правильным решением. Но вот продление учебного процесса в летние месяцы пользы для учеников не принесёт. В связи с климатическими особенностями детям будет сложно учиться летом. Снижается концентрация внимания, теряется интерес к учебе.
Думаю, целесообразно пересмотреть учебную программу. Например, уроки музыки, ИЗО и технологии можно объединить в один урок – урок творчества. И вообще, экспериментировать с учебной нагрузкой необходимо с учетом психофизиологии ребенка, возрастных особенностей и здравого смысла.
Марина ЕГОРОВА, мама первоклассника:
— Конечно, я двумя руками «за» пятидневку, но, как и большинство, считаю, что нельзя наверстывать школьную программу за счет лета. По своему сыну знаю, что дети уже в апреле-мае с началом теплых дней тянутся гулять, интерес к учебе ослабевает, да и к лету они уже устают от учебы. Не скажу, что с шестидневкой мой сын испытывал такие уж сильные нагрузки, он справлялся, но в субботу посещаемость в его классе ниже, чем в будние дни. Думаю, вместо сокращения летних каникул можно было бы добавить по одному уроку в оставшиеся дни, таким образом, и учебный материал будет усвоен полностью, и летом дети будут нормально отдыхать, а не томиться от жары на уроках.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО