Незаметно бежит время. Исполнилось 60 лет со дня рождения Героя Советского Союза, Героя России, воина-интернационалиста Николая Майданова. Сама судьба готовила его к военной профессии летчика. Он с детства любил небо и самолеты. Однажды, когда для санобработки посевов в поселке Шагатай Теректинского района появился самолет, Майданов попросил взять его на борт, но, согласно требованиям безопасности, в просьбе отказали. Слезы обиды брызнули из глаз семилетного Николая. Как же так? Он любит небо и самолеты, а его не взяли на борт! С тех пор мальчишка стал упорно идти к своей мечте.
Николай (Қайыргелді) Сайынұлы Майданов родился 7 февраля 1956 года в п. Таскудук Джамбейтинского (ныне Сырымского) района в многодетной рабочей семье Сайына Сайынгалиевича и Галины Людвиковны. С детства в семье Майдановых прививали любовь к труду, взаимопомощи, уважению старших. Учился Николай с охотой, занимался спортом, всегда был в гуще школьной жизни.
Из-за друга, который не прошел медкомиссию в Актюбинское училище гражданской авиации, проявил солидарность и не стал в него поступать, хотя у членов комиссии к Майданову претензий не было. Выучился на водителя и во время срочной службы в 1974-1976 годах возил начальство на машине ГАЗ-469 в Группе советских войск в Германии.
После увольнения в запас в 1976 году он поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище, которое закончил в 1980 году. Подполковник Василий Иванович Чернобук, который ходил с Николаем в курсантском строю, а кровати их стояли рядом в казарме, так говорил о Майданове: «Был всегда надежным, готов прийти на помощь в трудную минуту».
Став военным летчиком, Николай служил в Одесском, Забайкальском, Туркестанском военных округах, летал на вертолетах МИ-6 и МИ-24. Но наш земляк хотел летать на МИ-8, который более широко применяется в войсках. Наконец, после долгих просьб и переучивания Николай во время первой командировки в Афганистан с сентября 1984 года по декабрь 1985-го уже летал на МИ-8, который он ласково называл «Пчелкой».
Во время первого боевого вылета он прочувствовал на себе смертельно опасное небо Афганистана. Однополчане удивлялись: как он смог уцелеть, когда весь вертолет был прошит пулями! Многим вертолетчикам тогда не повезло: в 1984 году их погибло 76, в 1985-м- 67, а к концу 1985 года — более 300… Надо отметить, что многие из них стали Героями Советского Союза, орденоносцами, в том числе и наш земляк, подполковник Фарит Султанович Шагалеев. Ныне он генерал-майор запаса ,проживает в Москве.
Но самой трудной и опасной командировкой в Афганистан для Николая Майданова окажется вторая, которая длилась с апреля 1987 года по июнь 1988-го. Смертельную опасность для вертолетов и самолетов стали представлять ПЗРК «Стингер», которые в 1985 году моджахедам начали поставлять США. Создавшееся положение требовало менять тактику, чтобы сберечь экипажи, десант и боевые машины. Несмотря на принятые меры, в вертолет МИ-8 Николая Майданова однажды влетело сразу два заряда от «Стингера». После такого боевого крещения среди бойцов 40-ой армии пошла гулять легенда: «Николай-летчик от Бога». Номер вертолета Николая Майданова очень хорошо знали враги, знали о подвигах, смелости и великом везении, а в Газни, где находился аэродром базирования, были разбросаны листовки с вознаграждением в 1 миллион афгани за сбитый вертолет Николая. Для поднятия боевого духа в стане врагов платили деньги за каждый сбитый вертолет, самолет, убитых солдат и офицеров. В бедной стране это была едва ли не единственная форма «заработка». За 14 месяцев командировки экипаж Николая Майданова на вертолете МИ-8 выполнил 1250 боевых вылетов, налетал 1100 часов, вывез с поля боя 85 раненых, перевез около 1000 десантников при норме перевозки десанта 14- 16 человек за каждый вылет, 100 тонн груза.
8 декабря 1987 года поступила команда на вылет. Оказалось, что при высадке десанта в горах Хайркот были подбиты вертолеты Александра Евдокимова и Александра Радаева. Летчики сумели посадить машины и с ходу вместе с десантом вступили в бой. Силы были неравны. Паре вертолетов Николая Майданова предстояло высадить группу усиления и забрать на борт экипажи сбитых вертолетов и десант.
Видя подмогу, противник открыл бешенный огонь по боевой машине Майданова. Не успели колеса коснуться земли в узком ущелье, как стали рваться мины, осколки пробили фюзеляж, кабину, но группа усиления была высажена в самое пекло ружейно-пулеметного огня. Творя чудеса пилотажа, Николай умудрился зацепиться колесами за «пятачок» горного хребта и на вертолет загрузились все. Живые тащили раненых и мертвых.
Из-за огромного перегруза вертолет мог взлететь только с разбега. «Взлетная полоса» была такая узкая и короткая, что сползи вертолет на метр вправо или влево, его несущий винт обломался бы от удара о скалу или лопасти несущего винта разлетелись бы от перегрузки. В момент, когда шасси оторвались от земли буквально на мгновение, «взлетная полоса» оборвалась. Вертолет, падая в пропасть, успел за несколько десятков метров набрать недостающее число оборотов винта, прекратил сваливание и, медленно набирая высоту, стал уходить в сторону базы.
После приземления на вертолете Николая Майданова насчитали 36 пробоин, каждая из которых могла быть смертельной для боевой машины, экипажа и десанта. Враги не верили собственным глазам: неслыханная дерзость! Вертолет «шурави» лишил их афгани, которые им должны заплатить за кровавую работу. Но вскоре на позиции противника обрушился авиационный, пушечно-ракетный накат ждавших своей очереди «вертушек», а довершили разгром бомбардировщики. За свой подвиг, мужество и героизм при спасении 46 бойцов Николаю Майданову 29 июля 1988 года было присвоенно звание Героя Советского Союза. 5 сентября 1988 года в Кремле ему вручили орден Ленина и медаль «Золотая звезда». На парадном мундире Николая Майданова при вручении награды сверкали ордена Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженых Силах» III степени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Андреевич Громыко, вручая награду, сказал: «Рискуя жизнью и мастерски владея боевой машиной в условиях постоянных обстрелов, его экипаж умело высаживал десанты и спасал раненых. Мы все хорошо знаем, чего это вертолетчику стоит. Казах по национальности, он являет собой пример советского воина- интернационалиста, патриота».
После окончания в 1992 году Военно-воздушной Академии им. Ю.А. Гагарина и до 1997 года Николай Майданов служит в Казахстане в г. Тараз, а в июне 1998 года он стал командиром вертолетного полка, дислоцированного в поселке Агалатово под Санкт–Петербургом.
В 1999-2000 годах командир 325-го отдельного транспортно-боевого вертолетного полка Николай Майданов участвует в контртеррористической операции на Северном Кавказе. 29 января 2000 года звено вертолетов МИ-8, в составе которого находился командир полка Николай Майданов, вылетели на очередное боевое задание. В результате высадки десанта они попали под мощный перекрестный огонь противника.
В момент посадки десантников шальная пуля снайпера-террориста пробила остекление кабины, срикошетила от приборной доски, попав в область сердца командира. В момент набора высоты еще одна пуля попала Майданову в шею. Несмотря на тяжелые ранения, Николай не выпускал штурвала и почти довел до аэродрома базирования боевую машину со спасенным десантом. От большой потери крови смерть настигла мужественного летчика прямо в полете, за несколько мгновений до приземления. Посадку завершил второй пилот капитан Деревянко. Герой России, полковник Дзюба вспоминает о тех роковых минутах: «Я был его ведомым, Николай погиб на моих глазах. На суровых лицах боевых офицеров я видел слезы, когда его выносили из вертолета. Для меня это был самый трагический момент».
Николаю Майданову в 2000 году исполнилось бы 44 года. 31 января 2000 года полк прощался со своим командиром, чей авторитет профессионала в части был непререкаем. Звучала траурная музыка, а в небе кружили вертолеты, распушив фейерверк салюта тепловых ракет. Так, по традиции, пилоты прощаются с павшими в бою героями.
По просьбе семьи, спецрейсом тело Майданова было доставлено в Санкт-Петербург и 2 февраля 2000 года при огромном стечении народа похоронено на Аллее Героев Серафимовского кладбища. Вскоре на могиле был установлен гранитный памятник. 20 марта 2000 года указом Президента РФ Майданову было присвоено звание Героя России.
В России в 2009 году вышла книга боевого летчика-«афганца» Виктора Николаева, которую он посвятил памяти Николая Майданова, а на просторах бывшего Советского Союза установлены памятники, мемориальные доски, гранитные стелы в местах, где учился, служил и жил Николай Майданов.
На Северо-Востоке малоэтажной застройки жилого района Уральска с 2004 года одна из улиц носит имя Николая Майданова и в том же жилом районе пересекается с улицей Памяти воинов-интернационалистов. На Афганском мемориале на площади Победы в Уральске, открытом 15 февраля 2015 года, есть барельеф Николая Майданова. На стенах школы в поселке Шагатай Теректинского района, где учился Николай Майданов, установлена мемориальная доска. 28 октября 2015 года был открыт бюст Николаю Майданову у стен ВТШ (бывшей школы ДОСААФ) на проспекте Абулхаир хана.
Подвиг Николая Майданова никогда не сотрется из людской памяти. Его жизнь и служение Отечеству всегда будут отличным примером патриотизма и самоотверженности для молодого поколения.
Анатолий БОРОВСКИЙ,
ветеран афганской войны