Нанесение побоев задержанному парню в здании городского управления внутренних дел стоило 29-летнему оперуполномоченному ДВД ЗКО не только должности и звания, но и свободы.
На днях Уральский городской суд приговорил капитана полиции Каната ДУСЕТОВА, работавшего старшим оперуполномоченным управления криминальной полиции ДВД ЗКО, к пяти годам лишения свободы. Он был признан виновным по статье 362, ч. 4 УК РК «Превышение должностных полномочий с применением насилия».
Согласно материалам дела, в январе 2015 года полицейские приехали домой к 20-летнему Берику САЛДАГАЛИЕВУ и попросили его проехать в УВД якобы в качестве свидетеля по некоему делу о самоуправстве. Парень с согласия отца отправился вместе с «гостями», однако как только он оказался в одном из кабинетов управления внутренних дел, дело приняло совсем другой оборот.
— Там находились сразу нескольких полицейских, в том числе и Дусетов, — рассказывал в августе на пресс-конференции в областном филиале Казахстанского Международного Бюро по правам человека сам пострадавший (см. «Н» от 19.08.2015). – Сначала он нанес мне два удара ногой по корпусу и порвал куртку, а затем с остальными коллегами стал оказывать на меня психологическое давление, мол, если я не сознаюсь в грабеже, меня посадят в камеру к таким «товарищам», которые могут со мной сделать все, что угодно. Мне пришлось подписать чистосердечное признание. При этом никаких прав мне зачитано не было, адвоката мне тоже не предоставили, даже не дали позвонить домой.
К слову, Берик действительно оказался замешан в разбойном нападении на магазин «Рустам», которое произошло 17 декабря 2014 года и в котором его так рьяно пытался изобличить оперуполномоченный Дусетов. В ходе того нападения неизвестные лица, угрожая продавцу обрезом, забрали из кассы около 20 тысяч тенге. Правда, Берик уверял, что просто подвозил приятелей к магазину, то есть послужил водителем, при этом, по его словам, он не знал об их преступном замысле. Позже суд все-таки признал Берика виновным в грабеже, назначив ему четыре года ограничения свободы.
Следствие по делу Дусетова длилось больше полугода, проводились различные экспертизы, в том числе и за пределами ЗКО. Только в конце августа дело ушло в суд.
— Эксперты местного филиала Центра судебной экспертизы трижды (!) выносили вердикт, что телесные повреждения были получены Бериком позже, чем 6 января, и лишь независимая комплексная экспертиза в Астане установила, что потерпевшего избили именно в вышеуказанный день. К чести прокуратуры нужно признать, что они не только довели дело до суда, но и вынесли целый ряд представлений в различные правоохранительные органы об устранении нарушений законности и привлечении к ответственности виновных лиц. Так, подобные представления были отправлены в Центр судебной экспертизы, ДВД ЗКО и департамент уголовно-исполнительной системы. В этих учреждениях были выявлены систематические нарушения, такие, как отсутствие точной фиксации времени задержания и нахождения человека в здании УВД, ненадлежащее проведение медосмотра и другие, — рассказывал все на той же на августовской пресс-конференции директор филиала Бюро по правам человека Павел КОЧЕТКОВ. К слову, сам подсудимый вину так и не признал, заявив, что Салдагалиева и пальцем не трогал.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО