Сразу несколько компаний, реализующих ГСМ в Уральске, могут быть оштрафованы судом за ценовой сговор и необоснованное повышение цен на бензин. Об этом «Н» сообщили в департаменте Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ЗКО.
Как выяснилось, штрафные санкции ожидают семь местных реализаторов по продаже топлива, владеющих такими сетями АЗС, как «Азов», «Октан», «Жан-Ойл» и другие.
— 4 сентября, когда правительство отказалось от госрегулирования цены на бензин марки АИ-92/93, некоторые реализаторы ГСМ в нашей области сразу же резко завысили стоимость топлива, в том числе и АИ-95 до суммы свыше 150 тенге за литр. Однако когда мы начали проверять, на каком основании они так сильно взвинтили цены, эти компании не смогли аргументированно оправдать свои действия, — пояснил корреспонденту «Н» руководитель ДКРЕМ по ЗКО Валихан РАЗОВ. — В итоге цены были спущены, но расследование в отношении данных компаний мы все равно довели до конца. Сейчас материалы по итогам наших расследований находятся на рассмотрении в административном суде. В действиях вышеуказанных компаний усматриваются нарушения закона РК «О конкуренции», а конкретно антиконкурентные согласованные действия, касающиеся установления цен.
Напомним, в понедельник, 23 ноября, министр национальной экономики РК Ерболат Досаев на селекторном совещании в правительстве сообщил, что в рамках принятия мер антимонопольного реагирования, связанных с повышением отпускных цен на ГСМ, продовольственные товары и лекарственные средства, Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции назначено 75 расследований, 23 из которых касаются 186 субъектов рынка ГСМ.
— На 20 ноября завершено 14 расследований в отношении 104 субъектов в Алматинской, Акмолинской, Актюбинской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Кызылординской и Жамбылской областях. В том числе Комитетом завершено расследование в отношении крупных реализаторов ГСМ — ТОО «КМГ Онимдери», ТОО «Гелиос» и ТОО «Sinooil» по признакам антиконкурентных согласованных действий, субъектов рынка по повышению цен на бензин марок АИ-92/93 и АИ 95/96, — сказал министр.
По его словам, предполагаемая общая сумма наложенного на нарушителей штрафа с конфискацией необоснованно полученной прибыли превышает 220 миллионов тенге.
Кстати:
С сегодняшнего дня, 25 ноября, вводится в действие Постановление Правительства РК от 6 ноября 2015 года «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 13 марта 2015 года № 133 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо». Согласно этому документу, в соответствии с изменениями оптовая реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива собственного производства составит 10,5 тыс. тенге (ранее — 4,5 тыс.), при этом розничная реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, использование на собственные производственные нужды – 11 тыс. (ранее — 5 тыс.) тенге.
Разъяснить эти изменения «Н» попросила одного из местных экспертов, имеющих отношение к торговле ГСМ, правда, он попросил не указывать его фамилию.
— Если опустить все расчеты, выходит, что акциз с одного литра бензина вырастет примерно на четыре с небольшим тенге. Исходя из этого, производители ГСМ, то есть нефтеперерабатывающие заводы, а именно они и являются плательщиками акциза, увеличат отпускную цену на бензин примерно на эту же сумму. В свою очередь, реализаторам бензина, то есть владельцам АЗС, тоже придется поднять стоимость литра бензина. Думаю, что это повышение тоже будет варьироваться в пределах 4-5 тенге. Однако хочу отметить, что такая мера, как повышение ставок акциза на бензин, не ставит целью поднять стоимость топлива для рядовых потребителей, это позволит увеличить поступления в бюджет. Не стоит забывать и о том, что в Казахстане одни из самых низких ставок акцизов на бензин по сравнению с другими странами СНГ, той же Россией. Так что повышение акциза, кроме пополнения бюджета, имеет целью и приведение ставки акциза в соответствие с аналогичными показателями в других странах-участницах Таможенного Союза.