8 октября в Салтанат сарайы известные в Уральске общественные деятели дискутировали на тему «казахстанской идентичности». Инициатором собрания местной общественности стал политик из Астаны Дос Кошим, который прибыл в Уральск «с целью укрепления казахстанской идентичности и объединения интеллектуальных возможностей интеллигенции и политиков». Как оказалось, каждый понимает задачи, поставленные президентом страны, по-своему. «Н» публикует выдержки из выступлений, участников дискуссии.
Дос КОШИМ, политик:
— Большинство государств — это национальные государства. Будь то Франция, Англия, Италия. Во Франции, например, много марокканцев, алжирцев. Когда их спрашивают о национальной принадлежности, они причисляют себя к французам. У нас же, кроме Геннадия Головкина, который во время одного из выступлений сказал, что мой отец – русский, мать – кореянка, а я сам – казах, мы до сих пор ни от кого открыто это не слышим. Пришло время интеллигенции и всему обществу открыто говорить, что наша страна – это государство казахов, это земля казахов. Права всех граждан в стране равные, перед законом и Конституцией равны все, нет преимуществ у представителей титульной нации. Но, к сожалению, на сегодня в День Независимости 16 декабря лишь в казахских школах проходят уроки памяти жертв Желтоксана, к мемориалу в Алматы цветы в этот день несут только казахи. Что же получается, что Желтоксан – это отдельная страница истории только казахов? Это же не так, декабрьские события 1986 года – это история нашей страны, нашего государства. И поэтому должен быть единый взгляд на историю нашего государства. И сегодня я призываю вас всех задуматься над этим. В зале сидят представители этнокультурных объединений, руководители ведомств, общественных организаций, и я бы очень хотел, чтобы мысль о том, что мы живем в государстве казахов, что история нашего государства едина для всех, вы формировали в обществе.
Акуштап БАХТЫГЕРЕЕВА, поэт:
— За годы независимости, ставя в основу развития страны экономику, мы упустили, на мой взгляд, идеологическую составляющую. Надо было ввести в школьную программу национальную идеологию, как это было в советское время. Но национальная интеллигенция, которая должна была этим заниматься, разобщилась. Кто-то ушел в оппозицию, другие начали работать на власть, третьи озаботились только материальным достатком. Мы такой народ, исторически сложилось, что нас очень сложно объединить. Большой проблемой остается то, что до сих пор, есть начальники, которые не знают родного языка. Только хорошо зная язык матери, человек может воспитать в других людях и в самом себе национальное самосознание, избавиться от рабской психологии и стать по-настоящему свободным.
Тихон АЛИПКАЛИЕВ, журналист:
— В этом году в результате исследований комиссия по противодействию коррупции при Нур Отане пришла к выводу, что самым коррупционными среди госорганов являются акиматы. Если акимы, возглавляющие регионы, остаются коррумпированными, как мы можем стать сильным государством? Сейчас пропасть между народом и властью огромная. Чиновники не считаются с простыми людьми. Это очевидный факт. Вот и сейчас среди нас нет рядовых граждан, которые высказали бы свое мнение относительно происходящего в стране. Общество должно контролировать власть, работу госорганов. Если не будет общественного контроля, власть будет чувствовать безнаказанность.
В судах нет справедливости для простого народа. Рядовые люди плачут кровавыми слезами. За правду в глаза инакомыслящие подвергаются преследованиям. На критикующие власть СМИ, налагается многомиллионные судебные штрафы. В
стране предостаточно таких примеров. Пока эти недостатки в нашем обществе не искоренятся, говорить о высоком развитии страны бессмысленно.
Санат Урналиев