Композитор-кюйши Курмангазы Сагырбаев – основоположник казахской инструментальной музыки 19 века. В детстве из-за нужды он пас скот бая, в молодости объездил всю казахскую степь, оттачивая свой талант игры на домбре. Курмангазы поддерживал восстание в Бокеевской орде в 1836-1838 годах и за критику властей попадал в царские тюрьмы. «Н» продолжает серию публикаций про именитых земляков, оставивших глубочайший след в истории Казахстана.
Побег из аула
Курмангазы Сагырбаев из рода Кызылкурт Байулы по одним источникам родился в 1818 по другим в 1823 году в Бокеевской орде в урочище Жидели (ныне Жангалинский район ЗКО). Отец его Сагырбай, человек тихого нрава, спокойный и уравновешенный, жил очень скромно. Рано появившаяся склонность Курмангазы к музыке не вызывала у отца особой радости. В его роду доселе не было ни знаменитых певцов, ни домбристов. Мать Курмангазы — Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке. В роду Алки были одаренные акыны, кюйши и певцы. Поэтому она старалась поддержать маленького Курмангазы в его детских музыкальных начинаниях. Бедность заставила Курмангазы с детства батрачить на бая. Девятилетним мальчиком он смастерил себе домбру и наигрывал на ней, когда пас байское стадо. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся Узак, заметивший в мальчике особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее. В 18 лет Курмангазы крадет из байского табуна скакуна и скрывается, начав скитальческую жизнь бродячего кюйши. Вместе с Узаком он участвует в состязаниях, развивает своё мастерство и выдвигается в ряды выдающихся домбристов, овладевая кюями, требующими виртуозного исполнения. Разъезжая по аулам, Курмангазы встречается со многими певцами – инструменталистами. От них он перенимает песни и кюи, вступает с домбристами в творческое состязание – тартыс, обменивается опытом, оттачивает мастерство и обогащает репертуар. В своих выступлениях Курмангазы не только играет на домбре, но и рассказывает интересные истории, легенды, предания, поет песни. Постепенно его имя становится известным по всей округе.
Участие в восстании
В 1837 году Курмангазы примкнул к восстанию Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против Жангир хана и колониальной политики Российской империи. Один из первых кюев Курмангазы — «Кишкентай» («Малый») — посвящен этому народному восстанию. Это своего рода гневный отклик на события тех лет. Отличительной чертой гениального этого произведения – это музыкальное воплощение и героические образы предводителей народного восстания, глубокая скорбь, вызванная их утратой, и страстный призыв к борьбе. Кюй «Кишкентай» поражает слушателей глубокой эпичностью. Состояние суровой скорби остается господствующим в кюе, в связи с чем и сама тема борьбы приобретает в произведении трагическую окраску.
Пламенные стихи Махамбета и зажигательные кюи Курмангазы поднимали целые аулы на борьбу с ханской тиранией.
За открытую критику богатых и поддержку восстания Курмангазы много раз подвергался преследованиям со стороны царских властей и ханского окружения. Враги искали лишний повод, чтобы упрятать «смутьяна» в тюрьму. В 1857 году власти, обвинив Курмангазы в конокрадстве, заключают его в Уральскую тюрьму. Узнав о том, что его намереваются отправить в Сибирь, Курмангазы, отпилив решетку, совершает побег. Но его схватили и вновь поместили в тюрьму. На этот раз – в Оренбургскую, откуда убежать было почти невозможно. Предание гласит, что оттуда его освободил генерал-губернатор Перовский, которому очень нравилась игра Курмангазы. Есть сведения, что ему приходилось сидеть и в Иркутской тюрьме.
Выходец из народа, Курмангазы всю жизнь боролся против беззакония казахских баев, отстаивал права простых людей. Гонения властей, несправедливые обвинения, тюрьмы -ничто не смогло сломить кюйши
Энергия композиций
Неоднократное попадание в тюрьмы, жестокое подавление восстания сильно повлияли на
возмужание Курмангазы, формирование его гражданских позиций. О драматически насыщенных моментах побега намного ярче и образнее архивных документов тюремной администрации повествует сам Курмангазы в кюях «Ертен кетем» («Завтра ухожу»), «Турмеден кашкан» («Побег из тюрьмы»). «Ксен ашкан» («Разрывая оковы»).
Кюйши объезжает почти все уголки казахской степи, выступая в аулах, где видит отчаянное положение простого народа.
В это же время реакцией на волнующие события в жизни народа рождается знаменитый кюй Курмангазы «Адай». Воинственный, мятежный дух древнего казахского рода Адай запечатлен композитором в музыкальной картине неудержимой, стремительной скачки.
Столь «бунтарские» произведения возбуждали умы и сердца народных масс и представляли серьезную помеху в установлении «порядка».
Образ матери Курмангазы запечатлел и в кюе «Кайран шешем» («О, моя мать!»). Это произведение, по преданию, было создано еще в тюремных застенках под впечатлением свидания с матерью, вселившей твердость и стойкость в его смятенную душу.
Шедевром казахской домбровой музыки по праву считается еще один кюй этого периода – «Аман бол, шешем, аман бол!» («До свидания, мама, до свидания!»), напоминающий прощальную песню — коштасу.
Одним из кульминационных достижений его творчества является кюй «Сарыарка», в котором профессиональное мастерство и зрелость знаменитого кюйши достигает высшего совершенства.
В 1868 году в газете «Уральские войсковые ведомости» появился очерк журналиста-бытописателя Никиты Савичева, в котором он с большой поэтичностью и острой наблюдательностью рассказывает о своей встрече с Курмангазы Сагырбаевым. Встреча эта произошла на хуторе Фокеево, недалеко от Уральска, в родных композитору местах. «Я на первых порах был удивлен, — пишет Н. Савичев, — а после поражен его игрой… Курмангазы скоро настроил две струны и без прелюдий вдруг заиграл импровизацию, откинув несколько голову в сторону. Из домбры выходила чистейшая музыка, хотя характер мелодии был казахский, но, смотря по тому, как она выражена, ее можно поставить наряду с произведениями образцовой музыки, потому что игра Сагырбаева происходит из того же источника — дара и вдохновения. Я назвал бы его игру песнью жаворонка или соловья, но это сравнение слишком узко, несмотря на то, что бедность инструмента много ограничивает полет фантазии артиста. Он сыграл несколько пьес своего сочинения, которые обнаруживают в нем даровитого композитора… Последовательность музыкальных идей у него строгая… Словом, Сагырбаев — редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…». К настоящему времени сохранилось более 60 кюев Курмангазы.
Последние годы жизни
В 1880 году Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью. Курмангазы, умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству — это Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Мамен. Широко известные в то время домбристы — Кокбала, Менетай, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора — также считали себя учениками Курмангазы. По свидетельствам современников кюйши Курмангазы был крайне суровым человеком, музыки которого боялись баи, а народ уважал за острое слово.
Один из его последователей, Махамбет Букейханов, сообщивший А. Затаевичу более 30 кюев Курмангазы, вспоминал:
– У Курмангазы была длинная борода, и перед игрой на домбре, чтобы она не мешала, он закидывал ее за плечи.
Умер Курмангазы в 1896 году и похоронен он в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области РФ.
Композитор и собиратель казахской фольклорной музыки Евгений Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы, слывшего в казахской степи «неуправляемым разбойником». Курмангазы присвоено имя Алматинской консерватории.
Санат Урналиев
При подготовке материала использованы фрагменты статей с интернет сайтов:
wikipedia.org
kurmangazy.ru
unesco.kz