В Березовке школьники продолжают падать в обмороки. В ноябре прошлого года в сельской школе массово упало более 20 учащихся. Местные жители считают, что это из-за выбросов газа с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения рядом с селом. В КПО это отрицают. Спустя почти десять месяцев после инцидента власти назвали причину – утечка газа из школьной котельной. Корреспондент «Н» выяснял, почему котельная сейчас не работает, а ученики продолжают жаловаться на плохое самочувствие.
Обмороки не прекращаются
— Смотрю ноги торчат, не пойму, подхожу – Люба валяется в раздевалке, упала. У нее грудь вот так и сердце (показывает руками) из груди как будто выпрыгивает. До такой степени сердце колотится, аж невозможно. Мы даже не знали, что с ней делать. Впятером не могли поднять ее. — описывает жительница Березовки Светлана Воскобой моменты приступов у своей 11-летней дочери Любови.
По словам женщины, с начала учебного года припадки участились. За последние две недели 6-классница Люба несколько раз теряла сознание в школе.
— Сначала голова начинает сильно болеть, а потом ничего не помню. Просыпаюсь у медика. А так до этого ничего не помню, что было, — рассказывает Любовь Воскобой. Люба – не одна такая. Еще четверо родителей также рассказали, что дети постоянно жалуются на головные боли. Матери задаются вопросом, если принять версию отравления от котельной, то почему дети продолжают болеть?
Наталья Булдина, житель Березовки:
— Ну, хотят власти признать котельную, пусть она будет эта котельная. Но тогда надо находить все-таки причину, из-за чего все это у детей происходит. А у нас получается, что мы на детей – будущее нашей страны, можно сказать плюем. Мы не ищем настоящую причину, и помочь не можем.
Врач местной амбулатории Магаз Суйндыков подтверждает – школьники часто обращаются с жалобами на плохое самочувствие. 18 сентября зафиксирован очередной случай, но в целом все нормально.
Магаз Суйндыков, врач Березовской амбулатории:
— Все нормально. Обращаются с головными болями. Минут 10-15 полежит, потом обратно идет на урок.
«Н»: — А какую медицинскую помощь вы оказываете?
— Мы вентилятором свежий воздух даем и все. Больше ничего не делаем. Они сами приходят и все, — ответил Магаз Бурекешевич. Врач ставит тот же диагноз, который детям после массового отравления поставили в облздраве и в который не верят родители – «вегето-сосудистая дистония с неврастеническим синдромом».
Новый директор Березовской школы Жанар Жаксыгалиева, назначенная с этого учебного года, сославшись на занятость, от комментариев отказалась.
— Никакой комментарий в данный момент дать не могу. Мне сейчас на уроки надо идти, — сказала директриса и быстро ушла.
Причем здесь котельная?
— Котельная не виновата. Это газ виноват. Выброс газа, а не котельная, – утверждает Иван Здоровенко, работающий оператором на школьной котельной пять лет. За это время не припомнит ни одной аварии или ЧП на своем объекте. После прошлого отопительного сезона власти котельную опечатали. С месяц назад установили небольшой синий вагончик. В ней власти планируют оборудовать новую котельную.
— Ну, вот сейчас, допустим, отопительного сезона еще нет, а дети уже новые начинают снова падать, — говорит Иван Здоровенко, комментируя официальную версию массового отравления.
«Н»: — Котельная сейчас не работает?
Иван Здоровенко: — Котельная не работает! С 15 октября только будет работать фактически. А дети уже…четыре новых поступления.
Сельский аким Жубаныш Хайруллин на камеру говорить отказался. Но сообщил, что к нему никто из родителей с жалобами не обращался. Мол, экологическая ситуация в Березовке под контролем, сельчане готовятся к переселению. Однако сразу после этих слов в школе в очередной раз без сознания упала Любовь Воскобой.
Котельная не причем.
Заявление экс-вице-премьера, а ныне акима Актюбинской области Бердибека Сапарбаева о причастности школьной котельной к отравлению учащихся на прошлой неделе опровергли полицейские. Кстати, следователи в конце августа во второй раз прекратили уголовное дело по факту отравления в школе из-за недоказанности вины.
В постановлении о прекращении уголовного Хайрулла Туктаров, глава следственной группы из отдела по особо важным делам департамента внутренних дел ЗКО, прекращает уголовное дело по факту отравления детей «в связи с тем, что не усматривает вещественных доказательств, подтверждающих причастность котельной Березовской школы к совершенному преступлению».
В документе приводятся ссылки на заключения нескольких экспертиз, согласно которым воздействие загрязняющих веществ во время работы котельной на учеников в пределах допустимых концентраций и оценивается как незначительное.
В постановлении также сообщается, что в период отравления объекты компании КПО «производили несанкционированные выбросы газа в значительных объемах».
Это уже второй случай, когда полиция прекращает уголовное дело по факту отравления детей. До этого случая уголовное дело 28 мая этого года прекратил следственный департамент МВД Казахстана. Прокуратура области тогда отменила постановление о прекращении и отправила дело на дополнительное расследование.
Компания КПО во всей этой истории с массовым отравлением и продолжающимися обмороками у детей остается, как бы, не причем.
Санат Урналиев