В два миллиона тенге обходится бюджету ЗКО казахстанско-российская историко-культурная экспедиция по реке Урал. Бюджетные деньги ушли за пять дней на транспорт и еду для 70 человек из Уральска и Оренбурга. При этом общей программы по сохранению экосистемы Урала межу Россией и Казахстаном до сих пор нет. Спасение Урала остается пока на словах.
Эти подробности рассказала бессменный глава экспедиции, депутат мажилиса парламента Елена Тарасенко на пресс-конференции по случаю 19-го старта. Журналист «Н» адресовала депутату вопросы касательно практической пользы подобных экспедиций.
Какие конкретно соглашения с Россией в частности с руководством приграничных областей достигнуты по дноуглубительным и берегоукрепительным мероприятиям? Есть ли детальный проект по сохранению экосистемы Урала?
Каковы договоренности между Россией и Казахстаном по вопросу ежегодной наполняемости Урала и проблеме зарегулированности верхнего течения реки?
Какие конкретные мероприятия в этом году по решению данных задач запланированы в ЗКО и каков их общий бюджет?
— Отдельной конкретной программы по экосистеме Урала, конечно, сегодня нет. Но есть Водный кодекс, который закрепляет решение этих вопросов. Управление природных ресурсов сегодня разрабатывает проект, но на сегодня единого комплексного научного обследования Урала тоже не было проведено. Но наши ученые работают и такие проекты есть, — рассказала мажилисмен.
— А нужны ли эти дноуглубительные работы? – вопросом на вопрос ответила Елена Ивановна. — Не навредят ли они самому главному? Наши ученые ихтиологи и экологи говорят, что нельзя просто взять и углублять дно. Это не даст водность, но зато погубит нерестильные ямы осетровых рыб.
Елена Ивановна то и дело подчеркивала, что их экспедиция общественная, а не научная. А цель ее — встречаться с населением и рассказывать, чего добилась страна за годы независимости. По ее словам, приезжать в села на лодках и байдарках по Уралу – это оригинальный способ разъяснять политику президента.
— Это очень важно, когда люди, работающие в госорганах всех уровней встречаются с населением. Вот когда они на машинах приезжают, проводят встречи, как бы никакой реакции. А вот мы считаем, что на лодках, на байдарках придти, а это — форма нестандартная и интересная, — считает Елена Ивановна.
На подобную оригинальность областное управление предпринимательства и промышленности по линии отдела туризма на экспедицию по реке Урал выделило в этом году 2 млн тенге.
— Смета прозрачная. Средства эти небольшие. Это транспорт, экипировка, печатная продукция, питание. Это форма работ. Возьмите любой концерт или конкурсы на них тоже выделяются деньги. Почему на экспедицию не могут быть выделены средства? А вы пытаетесь найти какие-то подвохи, — несколько укоризненно отреагировала Тарасенко.
При этом депутат говорит, что ее задача только говорить о проблеме. Решать ее должны другие.
— Я депутат и моя задача поднимать вопросы и доносить их до правительства. Мы депутаты сложа руки не сидим, объединяемся, начинаем ходить по кабинетам и заходить к министрам. Я не министр водных ресурсов, я не могу говорить за акимат. Наша задача привлечь внимание к проблеме, — говорит Тарасенко.
По данным главного специалиста Управления природных ресурсов ЗКО Айсулу Абдрахмановой, их ведомством разработано технико-экономическое обоснование проекта «Повышение водности и улучшение гидрологического режима реки Урал». В рамках этого проекта предусмотрены дноочистительные работы.
— На Урале имеется 46 песчаных перекатов, начиная с Уральска, заканчивая селом Антоновка. Проект охватывает только этот участок реки. Планируется очистить только 16 перекатов. В настоящее время для разработки проектно-сметной документации (ПСД) нам необходимо 35 млн тенге. Сама работа ориентировочно оценивается в 1 млрд 740 миллионов тенге, — рассказала Айсулу Абдрахмановой.
— Мы должны добиться политического решения, регулирования вопросов с РФ. Если чистить Урал, то нужно это делать вместе с Россией. Только одна наша область ничего не сможет в этом вопросе сделать, — резюмировала Елена Тарасенко.
Санат Урналиев