С этого номера у читателей «Н» появляется возможность адресовать любые интересующие их вопросы специалистам департамента по защите прав потребителей ЗКО. Обращаться можно по телефону редакции: 50-77-36 или присылать вопросы на наш электронный адрес: gazeta-nadezhda@mail.ru. Редакция в свою очередь переадресует ваши вопросы в департамент по ЗПП.
— Поясните, как защитить свои права, если приобретенный товар оказался бракованным?
— Закон РК от 4 мая 2010 года 274- IV «О защите прав потребителей» определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей. Согласно ст. 15, если был продан товар ненадлежащего качества и его недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной
суммы
Согласно ст. 35, при обнаружении недостатков в выполненной работе потребитель вправе по своему выбору потребовать:
1) безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге);
2) соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу);
3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги);
4) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.
Если обнаружились недостатки в товаре (выполненной работе), в течение 14 дней со дня приобретения необходимо:
— вернуться на место, где приобрели товар (услугу) и потребовать обменять товар, вернуть деньги за покупку, сделать ремонт по гарантии, переделать работу и другое (в зависимости от товара и вида услуги);
— при отказе продавца (исполнителя) от выполнения требований необходимо обратиться с жалобой руководителю организации;
— если руководителем организации требования не будут выполнены, то потребитель вправе предъявить официальную письменную претензию, в которой нужно изложить подробно факт нарушения прав и сообщить о своих требованиях (если претензию не приняли, нужно отправить ее по почте заказным письмом);
— если потребителю не ответили в течение 10 дней, следует обратиться в суд с исковым заявлением за защитой нарушенных прав.
Потребителю всегда нужно помнить, что при покупке товара (работы, услуги) необходимо требовать документ, подтверждающий факт покупки товара (товарный чек), который потребуется при возврате товара (работы, услуги). Если у потребителя отсутствует чек (утерян, не выдан), то обмен или возврат товара должен быть произведен, если потребитель докажет факт покупки товара или оказанной услуги у данного продавца.
При нарушении прав потребителя, он может позвонить на номер телефона «горячей линии» департамента по защите прав потребителей ЗКО:
8 (7112) 51-27-66 и получить консультацию по интересующим его вопросам. Специалисты ДЗПП помогут составить претензию или предоставят образец искового заявления. На базе данного ведомства работает и Консультационный центр, куда тоже можно обратиться за помощью.