Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
2 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    Все для фронта

    22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны, в Уральске и Аксае состоялись митинги железнодорожников. Отправиться на фронт в тот же день решили 300 работников стальной магистрали. Еще 440 железнодорожников и членов их семей вступили в подразделение народного ополчения на станции Уральск. К тому времени немецкая авиация бомбила 12 западных приграничных железных дорог. На Рязанско-Уральской и еще 43 дорогах Советского Союза был введен воинский график движения поездов.

    Как пояснил Почетный железнодорожник СССР, заведующий музеем Уральского отделения дороги Михаил НАДТОЧИЙ, описавший в своих лекциях всю историю участия в войне железнодорожников Приуралья, воинский график движения поездов на Рязанско-Уральской железной дороге обязывал, в первую очередь, обеспечивать продвижение воинских эшелонов, с максимальным использованием пропускной способности при четко организованной работе станций. Внедрялись такие схемы организации процессов, как параллельный график, унификация весовых норм, сокращение стоянок по техническим нуждам. В плане «Барбаросса» предписывалось, что русские железные дороги должны быть «перерезаны» в первую очередь.
    – За каждый разбитый советский паровоз летчик награждался Железным Крестом, тогда как за сбитый самолет – нет, – сообщил Михаил Надточий. – Только в летне-осенний период 1941 года железнодорожники перевезли к фронту 291 дивизию, 94 бригады и свыше 2 миллионов пополнения. На железной дороге Уральской области применялось сдваивание поездов и метод «живой» блокировки, когда в километре друг от друга на всем протяжении участка стояли сигнальщики, которые подавали сигналы следующему поезду, как только освобождался участок, и поезда шли друг за другом с интервалом в несколько минут. Применялся также караванный способ движения поездов, когда поезда следовали друг за другом на расстоянии видимости хвостовых сигналов впереди идущего поезда. В ночное время сигналы были затемненные, были видны только полоски света. Если на участке Сайхин-Жаныбек-Шунгай в мирное время проходило шесть поездов, то в военное время – 12. А на участке Озинки-Уральск-Илецк количество поездов выросло в два раза с 12 поездов в сутки до 24-х.
    По словам Михаила Тихоновича, только за сентябрь 1942 года на станции Сайхин и Шунгай Западно-Казахстанской области было совершено 22 групповых и 12 одиночных налетов, в которых участвовало 213 самолетов, сбросивших 538 авиабомб. Железнодорожники Уральска участвовали в строительстве 10 аэродромов в Чапаевском и Фурмановском районах. Нагрузка на железнодорожную магистраль выросла в 3-4 раза, все население выходило на устранение последствий налетов, снегоборьбу, водоборьбу, особенно в 1942 году, когда морозы, снегопады и разливы были сильнейшими за предыдущие 30 лет.
    – От реки Чаган до Уральска насыпь укреплялась камнями, мешками с песком, для погашения волны применялись привязанные пустые бочки, бревна, тюки сена, – раскрыл детали Михаил Тихонович. – Чтобы мост через Урал не снесло потоком воды, на подходе к нему вдоль насыпи на дно реки краном восстановительного поезда опускали полувагоны с камнями. А на сам мост для усиления устойчивости во время половодья ставили паровозы.
    Личный вклад некоторых железнодорожников, считает Михаил Надточий, невозможно переоценить. К примеру, в пятой дистанции пути путевой обходчик ОЛЕЙНИКОВ ежедневно выходил на работу с женой и сыновьями Яковом и Владимиром. Работники станции Анкаты под руководством начальника КВАШЕНКО провели пять воскресников по ремонту пути, а заработанные от этой деятельности 8300 рублей перечислили в Фонд обороны. Работники станции Чингирлау под руководством секретаря парторганизации АРСТАНГАЛИЕВА провели сбор подарков для солдат, первая партия которых была отправлена уже в июне 1941 года.
    Коллективы паровозного депо и дистанции пути выпускали мины. Железнодорожники Уральского участка были зачинателями сбора средств на постройку танковой колонны в Западном Казахстане. Из личных сбережений железнодорожники собрали средства на постройку авиаэскадрильи. Одним из первых свой вклад – 100 тысяч рублей – внес путевой рабочий К.А. СЕЛЕВКА. За ним последовали и другие. Почин железнодорожников поддержали рабочие и колхозники. Этот самоотверженный поступок был оценен Верховным Главнокомандующим И.В. СТАЛИНЫМ, который прислал благодарственную телеграмму коллективу Уральской дистанции пути (сохранена в музее), а также Уральскому паровозному депо.
    В депо Уральска 58 женщин обучились профессиям помощника машиниста паровоза, кочегара, токаря, слесаря и работали вместо мужчин, ушедших на фронт. В хозяйстве движения достойно трудились 66 женщин, которые стали тружениками тыла. После Победы на железнодорожной магистрали трудились 60 участников войны, вернувшихся с фронта.
    – Все знают, чем закончилась Сталинградская битва. Но не многим известно, что одним из паровозов особого резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС) управлял машинист Уральского депо БОБРЫШЕВ, – поделился эксклюзивом Михаил Надточий. – В вагонах этого паровоза находились не рядовые пассажиры, а пленные фельдмаршал Паулюс и офицеры его штаба. Гитлер лично отдал приказ уничтожить Паулюса, но об этом стало известно нашему командованию. Для срыва намерений фашистов были предприняты меры: поезд отправился с пустыми вагонами и был остановлен ночью на перегоне Иловля-Балушкино. Пленников загрузили в вагон из машин в течение минуты, и машинист повел поезд на Москву, где они дали ценные показания.
    Железнодорожники несли тяжелые потери на всем протяжении войны. При бомбежке на станции Баскунчак было разбито 20 из 22-х паровозов, в живых остался лишь машинист А.А. СОЛОВЬЕВ. Раиса КУШНАРЬ осталась единственной выжившей из всей бригады турного (для сопровождающих лиц) вагона паровоза колонны НКПС, который был обстрелян на подходе к Сталинграду. После войны она еще 40 лет проработала в депо Уральска.
    В тылу машинист депо Уральск И.А. ЗАВЕРТАЙЛО приноровился водить тяжеловесные поезда без промывки, на чем сэкономил 46 тонн топлива. В одну из поездок в паровозе потекла топка, для ремонта которой нужно потушить и остудить паровоз, что занимает двое суток. Чтобы не сорвать доставку вооружения к фронту, машинист с помощником приняли решение надеть телогрейки, замотать головы, облиться водой и залезть в горячую топку. Им удалось устранить неисправность и строго по графику доставить груз к фронту.
    За образцовое выполнение заданий Правительства и Военного Командования СССР орденом Ленина награждены машинист депо Уральск И.А. Завертайло, машинист-инструктор депо Казахстан С.П. ПЕТРОВ, путевой обходчик шестой дистанции пути Ш. АЛДЫБАЕВ. Медалями «За отвагу» – А.Д. КОНОНЕНКО и П.П. КЛОЧКО. Позднее, орденом «Знак Почета» был награжден машинист депо Уральск А. КУЛИЧЕВ, а медалями «За трудовое отличие» – машинисты КРИВЕНЦОВ, БУДАНЧИКОВ и другие. Работник отделения И.А. КУЛИЧЕВ за боевые заслуги был удостоен звания Героя Советского Союза.
    Труженики тыла, всю войну работавшие в Уральске и на линейных станциях стрелочниками, весовщиками, станционными дежурными – А.И. ГУНИНА, М.И. КОВАЛЕНКО, Г.А. ТАРУТИНА, В.С. УЛЕСОВ, Е.И. СКВОРЦОВА, М.М. ШЕПЕЛИНО, З.В. АСТРАХАНКИНА, К.И. ИСМАГУЛОВА – награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Всего в отделении дороги на учете состоят 192 труженика тыла.
    – В марте 1944 года Народный комиссар путей сообщения Л.М. КАГАНОВИЧ в Москве лично наградил знаком «Почетному железнодорожнику» 9 работниц Уральского отделения дороги, – подчеркнул Михаил Надточий. – Среди награжденных – бригадир шестой дистанции пути А. ГРИЩЕНКО, стрелочник станции Чингирлау О. ФИНАДЕЕВА, осмотрщик вагоноремонтного депо А. ЛОЗУНСКАЯ и другие. Оператору станции Уральск Е. БЕЛОУХОВОЙ среди первых в отделении был вручен почетный знак «Отличный движенец», который был учрежден в сентябре 1943 года. Благодаря таким людям, их вере в единство и дружбу народов, Победа в Великой Отечественной войне и была достигнута.

    2012

    1941 год. Эвакуация «Машиностроительного завода имени К.Е. Ворошилова» из Ленинграда в Уральск. //

    2013

    Коллективу Уральской дистанции пути от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина за пожертвование личных сбережений на военные цели. //

    2011

    Дежурный пропускает поезд с новыми самолетами к аэродромам в Уральской области. // фото из архива музея

    Юлия НИКИТИНА


     
    Предыдущая статьяУра! У нас каникулы!
    Следующая статьяТвои люди, ГКК!
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В ЗКО открыли новый оздоровительный комплекс

    В рамках развития здорового образа жизни и популяризации массового...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл