Морозный воскресный декабрьский день 2012 года. Утром во дворе 64-го дома по пр. Евразии появляются мужчины в спецовках и начинают выгружать из подъехавшего заранее грузовика какие-то конструкции, а затем проделывать в промерзшей земле лунки. Вышедший во двор пенсионер только диву дался: «Мужики, вы чего? Нефть, что ли, ищите?» «Нет, детскую площадку будем оборудовать». «Кто же в это время оборудует? Весной нужно или летом!.. Потеплеет, растает снег и «поплывет» ваша площадка!» «Нам сказали – мы делаем: тендер недавно прошел…» Не правда ли, знакомая картинка? А вот еще любопытный факт.
В августе 2011 года, в ужасную жару, довелось готовить репортаж о подготовке к отопительному сезону. Вместе с руководством фирмы «Водоканал Строй Сервис» объезжаем участки, где ведутся работы. Техника есть, люди свое дело знают, укладка труб идет по графику – просто душа радуется! Но что это? Дальше труб нет. А ведь испытания теплотрассы не за горами…» Выходит, иссякает рабочий запал у фирмы… Оказалось, нет: на упомянутом участке должно укладывать трубы другое предприятие. Оно представило отлично подготовленную – не придерешься! – тендерную документацию и победило в конкурсе. На деле оказалось, что ни людей, ни техники у фирмы практически нет. Пришлось нанимать субподрядчиков, но те никак на объекте не появятся… «Водоканал Строй Сервис» мог бы выполнить эти работы, но не положено: условия тендера нельзя нарушать никому!
Но то, что произошло весной того же года вообще не лезет ни в какие ворота. Тендер на речные пассажирские перевозки по Уралу выиграла некая шымкентская фирма, руководители которой Урала-батюшку никогда не видели. Подходит время ехать на садово-огородные участки, а перевозками как говорится, и не пахнет. Скандал! Пришлось нашим ответственным лицам уговаривать шымкентских «речников» отказаться от сумасбродной затеи: перевозками должны заниматься специализированные речные предприятия, такие, как ТОО «Флот». Пусть в таком случае шымкентские товарищи слетают на Луну: космический тендер они тоже наверняка выиграют…
С трудом ситуацию удалось разрулить и садоводы, правда, с опозданием, поехали на участки.
Вот так возникают в нашей жизни производственные недоделки, брак и всякие несуразицы. Отличный материал для Михаила Задорнова и комик-труппы «Маски-шоу». Уж они бы так «проехались» по нашим тендерным и другим заморочкам – мало не покажется!
Досталось от организационных и прочих издержек и набережной Урала. Проект стоимостью 400 млн тенге был разработан в 2010 году, на строительство набережной были выделены деньги из областного и городского бюджетов. Подрядчик ТОО «Болашак-Т» завершил работы в 2013 году. Спустя год с наступлением оттепели начала выпадать керамическая и гранитная плитка с гарантийным сроком использования 8 лет. Она была заменена за счет средств подрядчика. Прежний вид набережной удалось восстановить, но после минувшей зимы история повторилась. Наваждение какое-то! Ларчик, однако, открывается просто: сроки поджимали и плитку болашаковцам пришлось закреплять, в основном, в холодную погоду. Была нарушена технология укладки брусчатки, отчего при перепаде температур она на ряде участков «вздулась».
Было бы несправедливо во всем винить фирму-подрядчика: она невольно становится заложницей объективного фактора — как правило, долгой и сложной процедуры выделения средств на строительство. Стоит этой процедуре затянуться и в жестких условиях договоров срабатывает принцип домино: все начинают спешить, что негативно отражается на качестве работ. С другой стороны, это не должно давать повода подрядчику трудиться спустя рукава: мол, мы-то здесь при чем?! Надо критически, творчески подходить к своей работе. В ТОО «Болашак-Т» так и поступили – решили провести комплексный ремонт набережной. За свой, разумеется, счет.
Недавно довелось снова там побывать. Набережная преображается, хотя работы на ней еще достаточно.
А вот на строительстве сквера около бывшего ремзавода произошел, казалось бы, странный случай: подрядчик ТОО «Аксайстройсервис» добросовестно уложил бордюры и вдруг несколько их блоков через некоторое время буквально рассыпались.
Как пояснил руководитель городского отдела строительства Малик Еснияз, такое могло произойти по следующим причинам. В Уральске в больших объемах ремонтируются дороги, для чего необходимо много бордюров. Порой их не хватает. В такой обстановке недобросовестные поставщики, скорее всего, подложили последнюю партию еще не отстоявшися, не набравших необходимую прочность бордюров. Подрядчик за свой счет заменил бракованный материал, на который имеется два года гарантии.
По мнению Малика Еснияза, тендерное законодательство нуждается в совершенствовании. Необходимо предусмотреть как можно больше вариантов, нестыковок, которые встречаются на практике. Ведь, как подчеркнул наш собеседник, строители и ответственные лица стремятся все это предусмотреть, но становится очень туго при задержке финансирования.
В Правительство по этому и другим актуальным вопросам с мест направляются конкретные предложения.
Дай Бог! Необходимо поставить надежный заслон всякого рода «бумажным» фирмам, не имеющим на деле ни людских, ни технических ресурсов. Наконец, надо отрегулировать финансирование. Тогда у нас не станет отваливаться плитка, станут вовремя укладываться трубы, а детские площадки будут оборудоваться не в зимних условиях, а при нормальных, указанных в СНИПах температурах.
Александр СУЕТИН, фото автора